Кейс метод в литературе примеры. Кейс-методы на уроках литературы. Как вы относитесь к высказыванию А.С.Грибоедова


Причины внедрения новых образовательных технологий модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет; поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?»; возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании


Структура педагогической технологии Цель Средства Правила и последовательность их использования Результат Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели


Использование кейс-метода в образовании Гарвардская школа (американская) обучение поиску единственно верного решения кейсы могут быть достаточно большие по объему (20-25 страниц, 8-10 иллюстраций) первый сборник кейсов в 1921 году Манчестерская школа (европейская) многовариативность решения искомой проблемы кейсы небольшие по объему


Глоссарий Кейс (от англ. «case» - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология – это обучение действием. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно- ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).


Идеи метода case stady (метод ситуационного обучения) Предназначен для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; получения множественных вариантов решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.


Технология использования метода case stady разрабатывается модель конкретной ситуации; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы(часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.


Кейс - технологии метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения); метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию); метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение. игровое проектирование; метод дискуссии.


Кейс -метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал; действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия; достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.




Типы и функция кейсов тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров); обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы); аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов); исследовательский – выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели; систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных); прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении)


Схема создания кейса Определение раздела учебной программы. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. Определение источников и методов сбора информации. Выбор техники работы с данным кейсом. Определение желаемого результата (лист оценки). Создание заданной модели. Апробация в процессе обучения


Уровни сложности кейсов 1 уровень Есть практическая ситуация есть решение 2 уровень Есть практическая ситуация найди ее решение 3 уровень Есть практическая ситуация определи проблему и найди пути решения Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ Сравните, найдите точки соприкосновения и различия Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение


Этапы урока Подготовительный – учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. Ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации (важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления). Аналитический – анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени). Итоговый – презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы.


Действия учителя в кейс- технологии Создание кейса или использование уже имеющегося. Распределение учащихся по группам (4 – 6 человек). Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий. Организация работы обучающихся в группах. Организация презентации решений. Организация общей дискуссии. Обобщающее выступление, анализ ситуации. Оценивание обучающихся.


Работа с кейсом учитель Организует предварительное обсуждение Делит на группы Руководит обсуждение в группах, обеспечивает дополнительными сведениями Оценивает работу учащихся Оценивает принятые решения и поставленные вопросы ученик Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие Принимает решение или участвует в принятии решения Составляет письменный отчет о занятии по данной теме


Каким должен быть кейс интересным, написанным простым и доходчивым языком; отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; показывать как положительные примеры, так и отрицательные; соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.


Примеры кейсов 1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее.


Примеры кейсов Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины В.Д. Поленова. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии. Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы. Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный буклет-путеводитель по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов. Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы.


Карта оценки учителем навыков работы с кейсом Ф.И. учащегося Выделение и формулирование главной мысли (идеи) Составление планов различных видов Описание фактов, явлений, событий, деталей Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами Логика изложения Анализ данных Навык определения и разработки проблемы Выступление перед аудиторией Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д. Владение различными способами само и взаимоконтроля Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Умение решать проблемные учебные задачи


Работа учителя с картой оценки К (красный) – устойчивое владение навыком; Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован; З (зеленый) – навык сформирован частично; С (синий) – навык практически не сформирован. В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся.


Преимущества кейс - технологии обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.

Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные источники, а также презентовать свой опыт.

Что дает использование кейс-технологии (планируемые результаты).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37

Г. ВОРОНЕЖА

Методическое объединение учителей гуманитарного цикла

Русский язык и литература

Методическая разработка урока литературы с кейс-технологией

По теме: «Творчество А. С. Пушкина»

Выполнил:

Абрамова О. В.

Учитель русского языка и литературы

Высшей квалификационной категории

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока литературы с использованием кейс-технологии по теме: «Творчество

А. С. Пушкина»

Краткая аннотация урока: данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные источники, а также презентовать свой опыт.

Тип урока: урок обобщения и повторения.

Вид урока- урок-игра «Умницы и Умники».

Методическое обоснование выбора метода кейс-технологии. Технологические особенности метода кейс-технологии состоят в том, что она, являясь разновидностью исследовательско-аналитической технологии, органично включает в себя и технологию коллективного обучения, и технологию развивающего обучения, и технологию создания успеха.

Что дает использование кейс-технологии (планируемые результаты).

Учителю

Ученикам

Организация гибкого учебного процесса

Работа с дополнительным материалом

Возможность организации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

Возможность самому готовить учебный материал

Развиваются навыки подбора материала

Общение с другими учащимися в группе

Освоение современных информационных технологий

Цели урока:

  • Углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути выдающегося поэта;
  • Познакомить учащихся с фактами биографии А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта;
  • Заинтересовать обучающихся личностью и творчеством поэта с целью формирования нового духовного опыта.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умения работать с литературно-критическими материалами;
  • Систематизация и обобщение знаний по творчеству поэта;
  • Развитие умения воспринимать информацию;
  • Формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;
  • Научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию;
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений;
  • Обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  • Развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина;
  • Развитие критического мышления;
  • Развитие эстетического вкуса;
  • Осуществление системно-деятельностного подхода;
  • Формирование УУД(личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие умения опираться на свой субъективный опыт;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • развитие умения работать в группах.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и уважения к литературе;
  • Воспитание ценностного отношения к слову;
  • Воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
  • Воспитание чувства любви к Родине;
  • Формирование навыков публичного выступления;
  • Развитие коммуникативных УУД:
  • Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • Взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу, умения слушать товарища.

Формирование и развитие универсальных учебных действий:

  • Личностных:
  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • Метапредметных:
  • Регулятивных:
  • постановка учебной задачи;
  • умение работать в группе;
  • стуктурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;
  • Познавательные:
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • использование различных источников информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • Коммуникативных:
  • умение слушать и вести диалог;
  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Предметных:
  • В познавательной сфере:
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Умение анализировать литературное произведение;
  • Владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
  • В ценностно-ориентационной сфере:
  • Приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры;
  • Формирование собственного отношения к творчеству А. С, Пушкина;
  • Понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
  • В эстетической сфере:
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
  • Эстетическое восприятие произведений литературы;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции.

Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • Компьютерная презентация, содержащая все этапы урока и кейсы с заданиями;
  • Распечатанные кейсы с заданиями и приложениями, выполненные в формате А4.

Игра «Умники и умницы» по творчеству А. С. Пушкина.

Проводится в среди учащихся 6 классов с учетом изученных ими к этому времени произведений.

Ход игры.

Агон 1. Биография поэта.

  1. Задание командам «Кейс №1. Устраните ошибки в тексте». Учащимся представлен текст, содержащий некоторые факты из биографии А. С. Пушкина. В нем допущены неточности, которые нужно устранить. Побеждает команда, нашедшая и устранившая наибольшее количество ошибок. За каждую устраненную неточность присуждается 1 балл. На выполнение задания дается 5 минут.

Кейс №1.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1899 году. Дом, в котором родился поэт, не сохранился, на месте его ныне – памятник великому поэтому (Пушкинская площадь).

Отец будущего поэта – Василий Львович – был известным в то время литератором, именно благодаря его стараниям пятнадцатилетний Александр Пушкин поступает в Царскосельский Лицей.

На выпускном лицейском экзамене в присутствии Ивана Федоровича Державина юный Пушкин читает свое стихотворение «Воспоминание о Царском Селе». Прочитав это стихотворение, Василий Андреевич Жуковский дарит Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».

Друзьями Пушкина в лицее были Дельвиг, Пущин, Лермонтов, Кюхельбекер, Грибоедов. Окончив Лицей, Александр Сергеевич устраивается на работу в качестве профессионального литератора в литературное общество «Арзамас», названное так по городу, где оно появилось.

Ключ. А.С. Пушкин родился в Москве в 1799 году. Дом, в котором родился Пушкин, не сохранился, на месте его - школа, недалеко – памятник мальчику Пушкину. Известным литератором был дядя Пушкина, которого действительно звали Василий Львович. В Царскосельский Лицей Пушкин поступает в 1811 – ему 12 лет.

«Воспоминания в Царском Селе» Пушкин читает в присутствии Державина, которого зовут на самом деле Гавриилом Романовичем. И происходит этот не на выпускном, а на переводном экзамене – 8 января 1815 года. Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет, но по прочтении не «Воспоминаний в Царском Селе», а поэмы «Руслан и Людмила».

Друзьями Пушкина в Лицее были Дельвиг, Пущин и Кюхелбекер.

Окончив Лицей Пушкин зачисляется в Коллегию Иностранных дел. В поэтическое общество «Арзамас» Пушкин вступает ещё будучи лицеистом. Название литературного общества, ориентированного на полемику с «Беседой любителей русского слова» лишь косвенно связано с названием уездного города Арзамас, расположенного далеко от столиц и ценного именно этим своим качеством.

  1. Реализация домашнего задания. Конкурс капитанов. «Кейс №2. Пушкинская эпоха» (Задание получено заранее).

Какое историческое время мы называем пушкинской эпохой? Попробуйте представить себя московским барином(барыней), крепостным крестьянином, петербургским чиновником. Опишите свои занятия в течение дня.

Пояснение по ведению игры №1. Задания первого блока выполняются одновременно. Пока ребята обеих команд работают над Кейсом №1, капитаны презентуют домашнее задание. Выполнение домашнего задания оценивается по пятибалльной системе.

  1. Задание. Блиц – игра «Чей портрет?». Ребятам демонстрируются слайды с изображением А. С. Пушкина и людей из его близкого окружения. Задание предполагает ответ на вопросы: «Кто изображен на портрете?» или в случае с портретами поэта: «Кто автор этих живописных полотен?» Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
  1. А. С. Пушкин. 1827 год. Орест Адамович Кипренский;
  2. А. С. Пушкин. 1827 год. Василий Тропинин.

Оба создавали портреты с натуры. Тема портретов: Пушкин – поэт.

Образ поэта, созданный Кипренским, более торжественный, отличается приподнятостью, большей силой обобщения, а Пушкин Тропинина более прост, понятен. Тропинин и Кипренский сохранили свое понимание личности поэта, свое художественное видение, а это видение зависит от многих причин: таланта художника, его мировоззрения, интересов, склонностей, отношения к личности поэта. Тропинин уделяет больше внимания жизненной, бытовой характеристике образа и через нее раскрывает внутренний мир поэта, несколько подчеркивая чувственную сторону образа; Кипренского же больше интересует поэтическое вдохновение, "дум высокое стремленье", интеллектуальная ясность образа.

Очень верно подметил известный искусствовед Алексей Сидоров: "Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского – знаменательная противоположность. Интимный, "расстегнутый" Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-Петербург; халат и сюртук; добрый "барин" у Тропинина и изысканный европеец у Кипренского; акцент на интимном реализме в одном случае и на шаблонизированном поэте-художнике в другом..."

  1. Н. Н. Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором- Ланская; акварель А. П. Брюлова 1831-1832.
  2. В. А. Жуковский. 1783-1852. Поэт. Друг А. С. Пушкина. 1838 год. К. Брюллов.
  3. И. И. Пущин. 1798 – 1859. Поэт. Декабрист. Друг А. С. Пушкина. Николай Ге. 1875 год.
  4. В. Кюхельбекер.1797 – 1847. Поэт. Декабрист. Друг А. С. Пушкина.
  5. Жорж Шарль Дантес, после усыновления де Геккерен.1812-1895. 1830 год. Неизвестный художник.
  6. Г. Р. Державин 1747-1816. Поэт. Государственный деятель. Сенатор. Портрет кисти В. Боровиковского 1795 год.

«Старик Державин нас заметил. И, в гроб сходя, благословил» (А. С. Пушкин). Сказано об экзамене в Императорском лицее, что запечатлен на картине И. Е. Репина.

В январе 1815 года в Царскосельском лицее состоялись переводные экзамены из младшего класса в старший. В присутствии Державина читались его стихи; он слушал с живостью необыкновенной. Пушкин читал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от маститого поэта. «Я не в силах описать состояние души моей, - вспоминал позднее Пушкин. - Когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом». По свидетельству И.И. Пущина, Державин «в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать его (Пушкина) и осенил кудрявую его голову».

Юноша-поэт произвел сильное впечатление на Державина. «Скоро явится свету другой Державин: это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех писателей», - говорил он С. Т. Аксакову.

Агон 2. Сказки А. С. Пушкина. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!».

  1. Задание командам. «Кто перед вами?». Определите героев пушкинских сказок по их словам. Как речь героев характеризует их? За каждый правильный ответ 1 балл, за пояснение – 1 балл.
  1. Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло!

Как тягаться ей со мною,

Я в ней дурь-то успокою!

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царица.

  1. Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царевна.

  1. Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела попала в море,

Это горе – все не горе…

«Сказка о царе Салтане…». Царевна-лебедь.

  1. Что тут дивного? Ну вот!

Белка камушки грызет!

«Сказка о царе Салтане…».Ткачиха.

  1. Реализация домашнего задания. Кейс №3. Что привлекает А. С. Пушкина в русском народном творчестве? Прокомментируйте слова Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…». Задание оценивается по пятибалльной системе.
  2. Творческое задание. Инсценировка эпизода из сказки А. С. Пушкина. Выбор эпизода может осуществляться как участниками, так и учителем. Конкурс оценивается по пятибалльной системе (возможны дополнительные баллы за особый артистизм, декорации и костюмы)

Агон 3. Роман «Дубровский».

  1. Реализация домашнего задания №1. Кейс №4. Распределите приведенные ниже понятия в соответствии с их значимостью в романе «Дубровский», назовите три самые, на ваш взгляд, значимые:

Честь – достоинство – месть – ненависть – любовь – благородство – приключение – страдание – деньги – красота – искусство – обжорство – смерть.

Свой ответ аргументируйте. Задание оценивается по пятибалльной системе.

  1. Реализация домашнего задания №2. Кейс №5. Почему А. С. Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа (судя по черновикам и планам)? Задание оценивается по пятибалльной системе

Первоначально Пушкин собирался отправить Дубровского в Петербург, где Д. ждало разоблачение. Без вины виноватый; благородный разбойник, способствующий жестокому бунту; жертва насилия, становящаяся его орудием; дворянин, покинувший общество ради сохранения внутренней свободы и ставший заложником собственной социальной роли. Социальная мысль Пушкина - автора «Дубровского» пессимистична; последняя фраза в рукописи романа читается так: «Дубровский скрылся за границу». Отъезд героя за границу - не только знак его личного поражения, но и знак поражения всей России. Д., как трагическое следствие, вытеснен за ее пределы; причины полностью сохранены.

Пояснение по ведению игры №2. Задания третьего блока выполняются одновременно. Пока ребята обеих команд работают над выполнением задания кейса №4, капитаны презентуют домашнее задание, заключенное в кейсе №5. Оба задания оцениваются по пятибалльной системе.

  1. Брейн-ринг по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

Пояснение по ведению игры «Брейн-ринг». Команды отвечают на вопросы по очереди. На размышление дается 20 секунд. Если у одной из команд нет ответа или он неправильный, вопрос переходит к команде соперников. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

  1. Покровское, Кистеневка, Арбатово – Шабашкин, Троекуров, Верейский, Дубровский, Спицын. Раздайте имения их владельцам.
  2. «Всегдашние занятие его состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…» О ком идет речь в этом фрагменте?
  3. Как звали отца Владимира Дубровского?
  4. Поручик. Что это за чин? Кто в «Дубровском» был поручиком?
  5. Какой чин был у Троекурова?
  6. Что отвечает отец Дубровского на предложение Троекурова поженить Машу и Владимира?
  7. Кто такой Тимошка?
  8. Как звали псаря, обидевшего Дубровского?
  9. «…я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а » Вставьте в письмо Троекурова пропущенное слово.
  10. Как обошелся Дубровский с покровскими ворами?
  11. Узнайте героя по описаниям:
  1. «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели… Через минуту (он) уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний».
  2. «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке»;
  3. «Живописец изобразил ее облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах»;
  4. «Толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком…»;
  1. Кто такая Егоровна, как ее полное имя и фамилия?
  2. Кто, кому и при каких обстоятельствах говорит: «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».
  3. Основное занятие Маши Троекуровой.
  4. Чему должен был учить француз Сашу?
  5. «Таковы были благородные увеселения русского барина!» О чем идет речь в этом предложении?
  6. «Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только». Кто и кому говорит эти слова?
  7. Сколько лет Владимиру Дубровскому и Маши Троекуровой в то время, на которое приходятся основные события романа?
  8. «…красная шкатулка была точно пуста, деньги некогда в ней хранимые, перешли…» Куда подевались деньги? Чья была шкатулка?
  9. Сколько времени Дубровский под именем Дефоржа провел у Троекурова?
  10. Сколько лет было Верейскому?
  11. Какую песню любил насвистывать Троекуров?
  12. «…оборванный мальчишка, рыжий и косой, мелькнул из-за беседки…». Как звали мальчика?
  13. « Славная весть, - сказал ему Кирила Петрович, - я поймал Дубровского» о каком эпизоде идет речь?

Ответы к брейн-рингу.

  1. Покровское - имение Троекурова; Кистеневка – имение Дубровского, Арбатово-

Имение Верейского;

  1. О Кириле Петровиче Троекурове.
  2. Андрей Гаврилович.
  3. Отставным поручиком (старшим лейтенантом) гвардии был А. Г. Дубровский
  4. Троекуров имел чин отставного генерал-аншефа.
  5. «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».
  6. Штаб-лекарь, под присмотром которого находилась псарня.
  7. Псарь Парамошка.
  8. …старинный дворянин…
  9. «Дубровский …решился …проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще.
  10. 1) заседатель Шабашкин; 2) Андрей Гаврилович Дубровский; 3) мать Владимира Дубровского; 4) Спицын.
  11. Орина Егоровна Бузырева, няня Дубровского.
  12. Эти слова говорит кучер Антон Владимиру Дубровскому по дороге в Кистеневку.
  13. Чтение романов.
  14. Грамматике и географии.
  15. О «шутке» с медведем.
  16. Троекуров Спицыну.
  17. Дубровскому 22 года (23-й), Маше – 17 лет.
  18. «…в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой». Речь идет о шкатулке Антона Пафнутьевича Спицына.
  19. Три недели.
  20. Около пятидесяти.
  21. «Гром победы раздавайся».
  22. Митя.
  23. Эпизод, связанный с Митей.

Агон 4. «И назовет меня всяк сущий в ней язык…». Творческий конкурс.

Пояснение по ведению игры. Последний агон предполагает индивидуальную работу учащихся: за каждый правильный ответ ученики получают Орден «Умник» и балл, присуждаемый команде.

Задание 1.Вставьте в стихотворные отрывки недостающие слова.

  1. Что ты, баба, …объелась?
  2. Коли лгу, пусть Бог велит

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? Ведь я…

  1. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла

«…».

  1. Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Своего …

  1. Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег…навстречу мне

Только…

Попадаются одне.

  1. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как…

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела.

  1. Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «…».

  1. Там лес и дол видений полны;

Там… прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

… из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Ответы на задание 1.

  1. Белены
  2. Невеста
  3. «Как же долго я спала!»
  4. Своего веретена.
  5. Версты полосаты.
  6. Бледное пятно.
  7. «Давай улетим!»
  8. О заре; чредой.

Задание 2. Музыкальный конкурс. Известно, что многие произведения

А. С. Пушкина вдохновили композиторов на создание музыкальных произведений. Цель данного конкурса – узнать, насколько хорошо ребята знакомы с этими музыкальными произведениями.

  1. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра.
  2. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». «Марш Черномора».
  3. Римский-Корсаков к «Сказке о царе Салтане». «Полет шмеля».
  4. Георгий Свиридов. «Метель». Вальс.
  5. Георгий Свиридов. «Метель». Романс.

Домашнее задание: проиллюстрировать одно из прочитанных в 6 классе произведений.


Метод кейса в обучении русскому языку и литературе
Аннотация. В статье рассматриваются применение кейс-метода на уроках русского языка и литературы, его взаимосвязь с другими современными методами обучения. Автор предлагает несколько вариантов использования кейсов на уроках. Статья главным образом ориентирована на педагогов школ.
Summary. In article application a case method at Russian and literature lessons, its interrelation with other modern methods of training is considered. The author offers some options of use of cases at lessons. Article is mainly focused on teachers of schools.

В науке известно множество трактовок понятия кейса в педагогике, но в нашей работе мы будем придерживаться утверждения, что case-study – метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация), метод активного проблемно-ситуационного анализа , основанный на обучении путем решения конкретных задач. Данный метод в настоящее время является одним из самых эффективных способов обучения не только в профильных и общеобразовательных классах, но и в дистанционном обучении.

Особенность этого метода заключается в том, что учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются учащемуся для самостоятельного изучения или выдаются в начале урока, затем на уроке дети предлагают свои решения основных вопросов кейса, учитель корректирует выводы. Кейс может быть создан самими детьми или создаваться в процессе урока. Задания могут не иметь точного решения, тогда выявляется проблема, и учащиеся ищут пути ее решения, опираясь на объективную точку зрения лингвистов, писателей, поэтов. Во время занятия педагог выступает в роли проводника идей. В этом случае педагог может использовать групповые формы работы и индивидуальные консультации в сети Интернет, ресурсы библиотеки и компьютерного класса.

По своей сути метод кейса близок к таким методам, как игра, проект, дискуссия [ 3, c .12]. Поэтому кейсы могут быть дополнены следующими элементами из перечисленных методов обучения: игры на развитие речи (Слово-сказка, Эпитеты по алфавиту, Рисуночное письмо), игры-оптимизаторы (Нарисуй свою мечту, Пожелание дня, Хочу быть волшебником, Апельсиновое настроение), проекты «История моей фамилии», «Почему мы ошибаемся в написании слов», «Наш язык похож на языки других народов мира», дискуссия «Согласен ли я со словами К. Паустовского о русском языке?».

Мы хотели бы представить несколько кейсов, которые были включены в уроки русского языка и литературы в 5 классе.
Кейс 1 «Детский писатель: кто он?»:
Это кто накрыт в кровати

Одеялами на вате?

Кто лежит на 3-х подушках

Перед столиком с едой?

Самолет – один из видов транспорта, упоминаемый в стихотворении
«От кареты до ракеты»

Мы едем, едем, едем

В далёкие края.

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живётся,

Мы песенку поём,

А в песенке поётся

О том, как мы живём.

Чтобы стать героем,

Нужно быть отважным,

Честным в деле каждом,

Скромным в слове каждом.

Слабому - опорой

В поединке смелым,

Преданным народу.

Мыслями и делом.

За участие в Великой Отечественной войне, где был военным корреспондентом, награждён орденами “Красной звезды”, “Боевого красного знамени” и медалями.

Несмотря на многообразие творческих интересов, сам писатель главным делом своей жизни считал поэзию для детей.

Вопрос1: Что вы знаете о биографии этого писателя?

Задание 1: Найдите в тексте стихотворения характеристику Дяди Стёпы.

Вопрос 2: В одном переулке

Стояли дома

В одном из домов

Жил упрямый…?

Задание 2: В чем особенность щенка Трезора из стихотворения «Мой щенок Трезор»?

Кейс 2 «Почему это наука русского языка важна для нас?».
НАЙДИТЕ ОШИБКИ
ДОПОЛНИТЕ
[ йазык ] – язык
Звук может быть согласным, гласным…
Одна буква я дает всегда два звука й,а
Звонкий звук оглушается…
[ йож ] – ёж
Й – согласный звук…
[ мойа ] – моя
Звук О в безударной позиции…
Транскрипция слова всегда отлична от написания этого слова.
. – это наука русского языка, изучающая звуки

Кейс 3 «Моя сказка».

Найти определения к терминам в учебнике: зачин, повтор, олицетворение, сравнение, сказка, фольклор.

Миф и сказка: похожие жанры?

Текст Е. Клюева является сказкой, почему?

Записать слово ЦВЕТОК, на каждую букву слова придумать волшебных персонажей, затем написать сказку с участием этих героев.

Кейс 4 «Какая сказка?».

Учащиеся ищут слова-подсказки, которые находятся в кабинете литературы: они могут быть на мебели, доске, подоконнике.

Затем все слова собираются в единое место, например, на доске.

Слова: жили-были, три, стрела, лягушка, царевна, желания, волшебство.

Дети угадывают сказку и затем пишут мини-сочинение «Почему сказка о Царевне-лягушке является волшебной?».

О чем говорится в отрывках из стихотворений:

Ф.И.Тютчев

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

Иван Бунин

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

Как называются данные стихотворения? Когда отмечается День родного языка? Нужен ли данный праздник в нашей стране?

Проанализировав методику использования case-study в работе с учащимися, мы выделили следующие требования к кейсу в условиях подготовки будущих выпускников школы, коммуникабельных, мобильных и уверенных в себе:

    случай из жизни подростка;

    проблема, требующая решения;

    возможность нескольких путей решений данной проблемы;

    иллюстрация типичных ситуаций;

    развитие критического мышления.

Обучение с помощью метода кейса помогает школьникам приобрести разнообразные навыки:

    сбора информации (общение с разными возрастными категориями);

    критического мышления;

    межличностного общения: выслушивание и понимание других людей;

    коллективной работы в группе;

    творческой работы.

На наш взгляд, подобные занятия с детьми и подростками имеют большое воспитательное значение и помогают созданию условий для принятия учениками многообразия действительности, формированию системного видения, развитию устной речи и умению критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения.

Литература

    Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация/ А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. – М.: МЭСИ, 1999. – 381 с.

    Андюсев, Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – №4. – 2010. – с. 61 – 69.

    Балясникова, Т.А. Применение Кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) / Т.А. Балясникова. – М.: Планета, 2011. – 275 с.

Тема презентации:

«КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»


  • Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения.
  • Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий.

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.

Кейс- метод совмещает в себе такие методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ. При решении общей проблемы на уроках русского языка и литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем учащимся полностью осмыслить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.


Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Теоретической основой кейс – метода является общая теория деятельности, разработанная в российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) на основе трудов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Методические основы кейс- технологий на современном этапе освещаются в работах Л. Барнса, Э. Хансена, А. В. Хуторского, Л.В. Рейнгольд, М.В.Рыжакова, В.В. Гузеева, О.Г. Смоляниновой и Сурмина.Ю.П.


Цель и задачи педагогической деятельности

Цель кейс– технологии - сформировать активную самостоятельную деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей Задачи кейс– метода заключаются в:

мотивации к учебному процессу;

отработке умений работы с информацией;

умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;

выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.


Ведущая педагогическая идея.

При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основной идее данного метода :

в процессе сотрудничества учителя и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку.


Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Суть метода состоит в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Требуется разобраться в запутанной ситуации: либо выявить проблему и обнаружить пути ее решения, либо выработать варианты выхода из положения, когда проблема обозначена.

Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).


Три разновидности кейс-технологии

Собственно кейс-технология

(применяется чаще

при дистанционном

обучении)

Кейс-метод

(метод ситуационного

Кейс-стади

или метод погружения

(применяется при блочном обучении

и достаточном

количестве часов)


Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны .

Ситуация:

Как вы относитесь к высказыванию А.С.Грибоедова

о том, что в его комедии «Горе от ума»

« 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

Погружение в ситуацию:

Задания:

  • Сформулируйте проблему, которую обозначил Грибоедов.
  • Уточните значение понятий, употребленных в теме;
  • Отберите материал по проблеме:

а) в тексте комедии;

б) в критике;

в) в воспоминаниях современников;

г) сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.


Примеры кейсов на уроках русского языка: Причастие – форма глагола или самостоятельная часть речи?

  • Ситуация: общение в социальной сети

Погружение в ситуацию: Считаете ли вы важной затронутую проблему? Что зависит от решения этой проблемы, от той или иной точки зрения?

  • Задания:
  • - Сформулировать проблему письменно;
  • - Подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия, проранжировать их;
  • - подготовить контраргументы противоположной точке зрения;
  • Перспективное домашнее задание:

отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов.


Представленный опыт охватывает единую систему «урок - внеклассная работа» с 5 по 11 классы. Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный подход в работе с текстом - применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков, - необходим на уроках в средних и старших классах; - уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе, - с успехом может использоваться учителями для дистанционного обучения. Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, в использовании педагогических инноваций в процессе обучения, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.


Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.

Многоаспектная работа в рамках метода позволила мне достичь определенных результатов:

У большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;

Более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

Обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.



Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.

помогает решить проблему самостоятельного овладения материалом на уроках. Исследование будет интересно как начинающим педагогам так и педагогам с высокой планкой мастерства


Литература.

1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей, 2010. – с. 61 – 69.

2. Балясникова Т.А. Применение Кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) М. Планета 2011г.

3. Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов.

(http// www . moluch . ru / conf / ped / archive /21/1848/ ).

4. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы (http://festival.1september.ru/articles/512028/ ).

5. Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. (http:/nsportal.ru/sites/default/files/2012/12)

6. Омаров Н.Б. Использование приемов активизации познавательной творческой деятельности подростков в процессе работы клуба «Дебаты» .

(http:/ file:\дебаты\Омаров Н.Б. htm.)

7. http://yapisatel.ru/


МБОУ «Комсомольская СОШ №2»

Комсомольского района ЧР

Использование кейс-метода на уроках

русского языка и литературы

литературы МБОУ «Комсомольская

СОШ №2» Комсомольского района ЧР

Индюкова С.Н.

с. Комсомольское -2015

Содержание.

1. Введение.

2. Кейс-метод как форма обучения.

3. Классификация кейс - методов.

4. Примеры кейсов на уроках русского языка и литературы.

5. Пример урока с использованием кейс – метода.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

Введение.
Чтобы повысить интерес к русскому языку и литературе, активизировать детей на уроке я использую на своих уроках кейс- метод . Кейс-метод как форма обучения – это не изобретение нашего времени, он возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета.

Цели кейс–метода:

    активизация познавательной деятельности обучающихся, что повышает эффективность обучения;

    повышение мотивации к учебному процессу;

    отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

    умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

    приобретение навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;

    выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Суть метода состоит в том, что обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

В России кейс - технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В последние годы кейс - технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса. Данный метод в настоящее время является одним из самых эффективных способов обучения.

Кейс-метод как форма обучения.

Итак, как уже упоминалось, особенность этого метода заключается в том, что учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются учащемуся для самостоятельного изучения или выдаются в начале урока, затем на уроке дети предлагают свои решения основных вопросов кейса, учитель корректирует выводы. Кейс может быть создан самими детьми или создаваться в процессе урока. Задания могут не иметь точного решения, тогда выявляется проблема, и учащиеся ищут пути ее решения, опираясь на объективную точку зрения лингвистов, писателей, поэтов. Во время занятия педагог выступает в роли проводника идей. В этом случае педагог может использовать групповые формы работы и индивидуальные консультации в сети Интернет, ресурсы библиотеки и компьютерного класса.

Кейс – метод совмещает в себе такие методы как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно. Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию. Кейс - технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников. Они могут быть успешно построены как на материале художественной, так и публицистической литературы. В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс - технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сфера жизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумевается различная трактовка одного и того же характера или поступка, есть противоречия, проблемность. Это и дает базу для создания кейса.
Структура и содержание кейса:

    предъявление темы урока, проблемы, вопросы, задания;

    подробное описание спорных ситуаций;

    сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

    учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;

    режим работы с кейсом;

    критерии оценки работы по этапам.

Классификация кейс - методов.

Кейс - методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучающемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные модели. В этом случае главная задача - определить путем анализа их целесообразность. Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс-технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт обучающихся и многое другое.

Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, проводить глубокий сопоставительный анализ произведений и явлений жизни, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.

Наблюдение за решением каждого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, креативно. Если работа ведется в группе, то способен ли обучающийся подхватить чужую мысль и развить ее.
Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее. При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения. Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс - методам по формальным признакам. Каждый кейс – это серьезная методическая разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности обучающихся.
Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. оригинальные нестандартные решения. Кейс - технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать решения; кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним.

Не следует считать кейсы универсальным методом. Для школьной программы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета.

Примеры кейсов на уроках русского языка и литературы.

Примеры кейсов на уроках русского языка.
Причастие – форма глагола или самостоятельная часть речи?

Ситуация: общение в социальной сети.

Погружение в ситуацию:
- Считаете ли вы важной затронутую проблему?
- Что зависит от решения этой проблемы, от той или иной точки зрения?

Задания:

Сформулировать проблему письменно;

Подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия;

Подготовить контраргументы противоположной точке зрения;

Перспективное домашнее задание:

отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов.

Примеры кейсов на уроке литературы:
Ситуация: Как вы относитесь к высказыванию А.С.Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

Погружение в ситуацию:

Какое значение вкладывает автор в понятия «здравомыслящий», «глупец»?

Задания:

    Сформулируйте проблему, которую обозначил Грибоедов.

    Уточните значение понятий, употребленных в теме.

    Отберите материал по проблеме:

а) в тексте комедии;

б) в критике;

в) в воспоминаниях современников;

г) сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.

Пример урока с использованием кейс – метода.

Чтобы помочь ребёнку стать компетентным, надо использовать активные методы обучения, например, метод проектов, метод проблемного изложения, игры, которые являются частью кейс-технологий. Всё это присутствует в моей педагогической практике. Метод проблемного изложения я использую на уроках русского языка и литературы. Информация добывается учениками в ходе самостоятельного решения теоретических и практических ситуаций или с помощью учителя. Школьники преодолевают определённую трудность, а их активность и самостоятельность достигает высокого уровня, что способствует развитию положительной мотивации учения. Полученная подобным образом информация усваивается прочнее и запоминается на более длительные сроки, результаты обучения улучшаются, учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Особенности такого урока: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, её решение в группе или индивидуально, проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретённых знаний в теоретической и практической деятельности.

Результат решения кейс-заданий может быть представлен в виде отзыва, презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

Предлагаю урок по литературе в 5 классе по теме « Стихотворение

К. Бальмонта « Снежинка» с использованием кейс - технологии (работа в группах).

Цели урока:

    научить работать над словом, интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств, формы;

Задачи урока:

Образовательные:

    обеспечить в ходе урока повторение и закрепление литературоведческих понятий: строфа, виды рифмовки, эпитеты, олицетворения, сравнения;

    сформировать умение работать по кейс технологии

Воспитательные:

    воспитание любви к родной речи;

    формировать нравственные качества личности, культуру.

Развивающие:

    развивать эмоции, создавая на уроках эмоциональные ситуации радости, удивления, занимательности, используя яркие иллюстрации;

    развитие интеллекта, духовности, эстетического видения действительности.

Форма урока: Урок открытых мыслей с применением кейс - технологии

Методы обучения: работа с кейсом, беседа, создание проблемной ситуации

Методическое оснащение урока:

    кейс

    презентация урока;

    раздаточный материал: карточки с текстом стихотворения Бальмонта “Снежинка”, анкета «Откровенно говоря».

Ход урока (фрагмент)

Вступительная беседа.

Зима. В представлении каждого человека зима – это искрящийся снег, переливание снежинок, приятный скрип снега под ногами и горы, горы пушистых сугробов. Издревле люди любовались этой красотой. Композиторы перекладывали звуки зимы на ноты. А поэты посвящали ей свои стихи. Одним из таких поэтов был К.Д. Бальмонт.

Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Снежинка». Изучить подробно это стихотворение нам поможет вот такой кейс, в котором содержится определённая информация. Сейчас каждая группа получит по файлу для дальнейшей работы. (раздаются кейсы)

Найдите файл со стихотворением К.Д. Бальмонта «Снежинка». Попробуем раскрыть образ снежинки на примере этого стихотворения.

Чтение учителем под музыку П.И. Чайковского “Времена года. У камелька”.

Снежинка.

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную -
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается.
На нем, лелеющем,
Светло качается

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Вы прослушали стихотворение Константина Бальмонта. Давайте поработаем над ним. 1 группа изучает биографию поэта. 2 группа работает над осмыслением содержания стихотворения. 3 группа работает над изобразительно-выразительными средствами языка. 4 группа выполняет творческое задание. В файлах есть вопросы, которые помогут вам справиться с полученным заданием. На выполнение задания даётся не более 5 минут. (работа в группах)

Ребята, время вышло. Слово предоставляется группе, которая нам расскажет об авторе этого стихотворения. (выступление 1 группы)

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, "высокообразованная, умная и редкостная женщина", ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта.
Александр Блок назвал Бальмонта "поэтом с утренней душой". Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны

Спасибо за интересный рассказ. А теперь послушаем вторую группу ребят. Они работали над тем, о чём же это стихотворение, какое содержание вложил поэт?

С каким настроением написано стихотворение? (настроение спокойствия, размышления, умиротворения)

- Куда стремится снежинка? (Не ввысь лазурную, на землю просится ).

Какие слова на это указывают? (« Скользит, умелая, звезда кристальная. Какая чистая! Какая смелая!)

Спасибо за сообщение. Садитесь. 3 группа работала над вопросом изобразительно-выразительногых средств.

Найдите эпитеты, которые помогают представить снежинку. (Светло-пушистая, белая, чистая, смелая. Умелая, сохранно белая, пушистая)

О ком можно сказать “смелый”?

Что у человека может быть белым, чистым?

Какая появилась часть речи? (Глаголы)

Как вы понимаете глагол “просится”? (Она стремится по собственной воле )

Подберите синоним к слову “дорога” (Путь: жизненный путь, жизненная дорога )

Какой эпитет относится к “дороге”? (Бурная дорога. “Бурная” – лучше сочетается со словом жизнь. Бурная жизнь – сложный, жизненный путь, проходящий ярко, насыщенно, в борьбе и стремлениях).

Откуда и куда проносится? (Из выси лазурной (в прямом значении – голубое небо, в переносном – прекрасное, тихое, безмятежное) в безвестную страну-землю, что подтверждает смелость снежинки. Она не боится “бурной дороги”, стремительности движения.)

Что покинула? ( Лазурь, т.е. небо – родной дом )

Куда низринула? (В безвестную страну, т.е. на землю )

Покинула и низринула – волевой характер движения.

А человек сознательно стремится в неизвестное будущее.

Найдите эпитеты.

В чем ее умение? (Умение сохранить белизну и чистоту, когда другие тают ).

Человек сохраняет чистоту души.

Какой персонаж появился? (Ветер).

Как ведет себя ветер по отношению к снежинке? (Дрожит, взметает, лелеет, что показывает непостоянство ветра)

Ветер для человека – это превратности судьбы, резкие повороты, изменения.

Какова тема? ( Конец пути ).

Как называет снежинку поэт? (Звезда кристальная )

Чем отличается снежинка от звезды? (“Звезда” ассоциируется с “ небом”, имеет четкие очертания, символ чистого, высокого)

8 строфа.

Сравним с 1-ой строфой. (Возвращает к началу, но не является повторением).

С какой целью поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”? (Чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой).

- Спасибо большое. А теперь посмотрим, что получилось у 4 группы ребят. Творческая работа «Образ снежинки в стихотворении К. Бальмонта».

Молодцы. Какова же тема стихотворения? (Тема жизненного пути). Снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой. Также и человек, преодолевая трудности жизни, должен оставаться добрым, сохранив чистоту души.

А закончим мы наш урок изготовлением вот такой снежинки.

Заключение.

Кейс - технологии, с одной стороны, противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой – совмещают в себе такие методы, как игровое проектирование, ролевая игра, ситуативный анализ, разбора деловой корреспонденции. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету и сформировать ключевые образовательные компетенции.

Практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально. Однако следует отметить, что выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью преподавателя в образовательном процессе. Ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей группы обучаемых, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента многих других факторов, обусловливающих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.

Наибольшего эффекта в образовательной деятельности можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга.

Список литературы .

    Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE - технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.

    Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.

    Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

    Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред.Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

    Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы http://festival.1september.ru/articles/605044/

    Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций http://festival.1september.ru/articles/623682/