В каком городе находится золотой рог. Что такое Золотой Рог в Стамбуле? Какое золото таит в себе «Рог»

Мы продолжаем нашу прогулку по Стамбулу и спускаемся от улицы Истикляль и башни Галата к Галатскому мосту. Стамбул, Турция, 22 мая 2015 года, пятница. Предыдущая заметка
.
Вторая половина второго дня у нас выдалась более свободной. Все запланированные места посещены и остается только Галатская башня. А спустившись к Галатскому мосту, я вспоминаю о прогулке на пароме по Золотому Рогу. Почему бы и нет.

Галатский мост был возведен через бухту Золотой Рог в 1994 году. На самом деле, на этом месте это уже пятый мост. Соединяет он южную и северную части европейской стороны Стамбула. Мост двухэтажный. Верхний ярус предназначен для транспорта - авто и трамвая, есть и пешеходная часть, а нижний - сугубо для пешеходов с ресторанной зоной. Длина моста 484 метра, ширина 42 метра. Центральная часть является разводной, ее длина 80 метров. Трамвайные пути были проложена не так давно, в 2005 году.

Мы еще успеем прогуляться по нижнему ярусу моста, а пока пройдемся по верху. И вот причина, по которой я резко вспомнила о прогулке по Золотому Рогу - фото ниже. Сам Золотой Рог. Это узкий залив, впадающий в Босфорский пролив и делящий европейскую часть Стамбула на 2 части - северную, по которой мы прогулялись в первой половине дня с дворцом Долмабахче и улицей Истикляль, и южную, где мы были в первый день и где сосредоточены основные достопримечательности города - Голубая Мечеть, Айя София, дворец Топкапы. Именно отсюда, с устья залива, сформировалась сначала колония Византий, а потом и Константинополь. В 19 веке путешественники называли эту часть Стамбула самой красивой. Вот и мы теперь можем полюбоваться этими пейзажами.

Вид на северную часть с башней Галата.

На Галатском мосту всегда можно увидеть много рыбаков. Улов незначительный, но такое ощущение, что приходят они сюда посмотреть на туристов, а не рыбы наловить. По крайней мере, я бы выбирала место потише и подальше от речного транспорта. Тут рыбачить, наверно, особый кайф для местных:)

Рядом с Галатским мостом, пришвартованные к пирсу, стоят очень колоритные лодки. На них готовят популярное турецкое блюдо - балик экмек (balik ekmek) или рыба в булке. Запахи стоят здесь специфические. А на дальнем плане виднеются минареты мечети Сулеймание - самой большой мечети Стамбула и второй по значению.

Спустившись на площадь Эминеню и к пирсу с лодками, запах еще больше ударил в нос и маму отвернуло пробовать балик экмек, а жаль. Хотя я самая такая - в том хаосе, куда мы спустились, и на жаре, солнце уже припекало, мне есть совсем не хотелось. Кроме булки с рыбой здесь советуют попробовать местный рассол с плавающими в нем маринованными огурцами и капустой, а также мидии под лимонным соком. Туристам предлагали сесть на низкие табуреты с низкими столами, расстояние между которыми еле позволяло проходить разносчикам воды.

Но отведать кукурузу мама все-таки решилась. Стоимость кукурузы 2,5 лиры.

Паром по Золотому Рогу (Halic Hatti) отправляется с небольшого причала. Мы выбрали обычный паром, который курсирует по заливу как общественный транспорт. Стоимость проезда на нем приблизительно такая же как в метро или трамвае, оплатить можно картой Istanbul Card. Причал Eminönü Haliç İskelesi расположен за всеми колоритными лодками с балик экмек, за автобусной станцией, в некой глуши с рыбацкими лодками и промышленными катерами, неприметной обычному туристу. Сюда надо идти целенаправленно.

Прогулка на пароме по Золотому Рогу. Дальше одни фотографии... хотя может где и будут комментарии:) Вот, например, вид на Галатский мост справа и Галатскую башню слева, возвышающуюся над домами.

Памятник неизвестному падишаху или просто турку просматривается за катерами.

Причал Касымпаша (Kasimpasa) с остановкой парома. Паром делает всего 6 остановок по Золотому Рогу.

Военно-морской госпиталь. На карте гугл нет никаких обозначений, что здесь расположено, а яндекс так вообще затер карту с этой площадью.

Просто яркие дома, утопающие в зелени.

Причал Haskoy. Вот здесь можно выйти и посетить музей транспорта Rahmi M. Koç Müzesi.

По отчетам других путешественников уже после поездки могу сказать, что стоит увидеть экспонаты этого музея. Музей посвящен истории и развитию транспорта, промышленности и связи. Открыт ежедневно, кроме понедельников. В музеи представлены гоночные и спортивные автомобили, мотоциклы с 1908 по 2003 года, исторический трамвай 1934 года, паровой паровоз 1913 года, подводная лодка 1944 года TCG Uluçalireis (S 338, бывший USS Thornback SS-418), самолеты, паромный паровой двигатель 1911 года, фонограф 1903 года, телеграф Томаса Эдисона (1876) и многое другое. Теперь знаю, что посетить в Стамбуле в следующий раз:)

Немного о пароме. Паром является общественным транспортом. Им пользуются местные и похоже что только местные. Здесь не увидишь туристов, а вот людей с чемоданами наблюдать можно. Внутри парома на нижней палубе тепло и комфортно, есть лавочки с мягкими сиденьями и столами.

Мы же заняли места на обычных деревянных лавочках верхней открытой палубы. По судну периодически бегает позитивный дядечка и предлагает чай и вафли. Мы у него взяли один раз вафли с изображением Девичьей башни, сладенькие, 2 лиры. Надо было еще чай попробовать.

Только на верхней палубе можно замерзнуть даже в теплую погоду. Местные, поднимаясь сюда, сразу что-то накидывали на плечи. А мы под конец замерзли.

Золотой Рог напоминает реку по длине, извилистости и ширине. Длина его 8 км, а ширина от 90 до 700 метров. Через залив проходит 4 моста, по одному из них передвигается состав метро. Максимальная глубина - 40 метров, что позволяет ходит по заливу довольно большим судам.
Вид в сторону Босфора.

Мы приближаемся к конечной точке нашего путешествия по Золотому Рогу. Дальше суда и паромы не ходят. А перед нами высокий холм, где расположено кладбище, одно из старейших мусульманских кладбищ в Стамбуле. Здесь похоронены османские султаны, правители, религиозные представители, военные, ученые, поэты и другие знаменитые и не очень люди.

На конечной остановке Eyup мы сходим на причал (таково требование), чтобы снова оплатить проезд, пройти на паром и отправиться в обратном направлении. С карточкой Istanbul Card можно сделать это очень быстро и не бояться, что не успеешь на тот же паром.
Кабина капитана.

Сходим на причал.

Отплыли от причала.

Воды Золотого Рога ранее были знамениты крупными тунцами размером с дельфина, скумбриевыми и устрицами. Однако в середине 20 века, когда Стамбул начал сильно загрязняться из-за промышленности и сосредоточения бедных кварталов на берегу, животный и растительный мир залива очень оскудел и исчезли некоторые виды. Из-за загрязнения сточными водами, залив мелел, что даже пришлось остановить судоходство по нему. Золотой Рог из гордости Стамбула превратился в грязную помойку и болото. Сейчас ведутся восстановительные работы и уже удалось значительно повысить популяцию кефали.

Обратный путь по Золотому Рогу.

Остановка Eminönü Haliç İskelesi, с которой мы отправлялись в начале, оказалась не последней для местного парома. Люди оставались на своих местах и мы рискнули на дальнейшее путешествие.

А дальше паром проходил под Галатским мостом, делал еще одну остановку на стороне с Галатской башней и направлялся в Босфорский пролив. Галатский мост считается неким разделителем между Золотым Рогом и Босфором.
Новая мечеть Валиде Султан и Галатский мост.

Причал Karakoy.

Вид на Дворец Топкапы, посещенный нами днем ранее ().

На пристани стоят мега-яхты и огромные белые круизные лайнеры.

Босфорский пролив, или просто Босфор - важнейший пролив между Европой и Азией, соединяющий Черное море с Мраморным. Длина пролива около 30 км, максимальная ширина 3,7 км, а минимальная 700 метров.

Дворец Долмабахче с иной стороны. Как было внутри - об этом этого дня.

Босфорский мост - первый висячий мост через Босфорский пролив. Его длина 1560 метров, ширина 33 метра, высота опор 165 метров над водой. От проезжей части до воды - высота 65 метров. Занимает всего 22-е место среди мостов мира по длине. Пешком пройтись по нему не получится, а проехать можно только за плату. При этом ежедневно по нему передвигается около 200 тысяч транспортных единиц.

Еще одна достопримечательность, визитная карточка Стамбула, которую можно увидеть на открытках, магнитах, коробках с лукумом или пахлавой, а также на купленных на пароме вафлях, - Девичья башня. Это небольшой островок, до которого можно добраться корабликами от причала Кабаташ и Юскюдар. В башне есть ресторан и смотровая площадка. Как-то на момент нашего пребывания в Стамбуле я об этом не знала. В следующий раз надо более подробную информацию найти. С этой башней связаны некоторые легенды и в свое время башня была маяком, тюрьмой и карантинным изолятором.

Широкий Босфор. Слева - Азия, справа - Европа, а прямо - выход в Мраморное море.

Европейская часть. Западная сторона, где заходит солнце.

Азиатская восточная часть Стамбула и конечная точка маршрута парома - причал Uskudar. На той стороне шумно, играет музыка, в мегафон орут политические лозунги - скоро выборы.

Еще раз вышли из парома, оплатили проезд и вернулись на свои места. Мужичок, разносивший чай, удивился встречи с нами снова на обратном пути, улыбнулся и предложил еще вафель.
Вся поездка на пароме вышла по времени на 2 часа с 16 до 18. Стоимость проезда вышла 1,25+2,15+2,15 = 5,55 лир с человека.

Вышли мы на причале Karakoy и направились к еще одному виду общественного транспорта Стамбула - Tunel (тюнель). Он напоминает фуникулер, движение также на верх и вниз и под землей. Проезд оплачивается все той же картой Истанбул. Считается линией метро, но всего с двумя станциями. Протяженность - 573 метра. Ну уж очень коротенькая ветка, самая короткая в мире. Ко всему еще это и самая старая линия метро в мире, открытая в 1875 году и приводимая в движение с помощью лошадей, при этом первыми пассажирами были животные для доказательства безопасности, а то первое время люди боялись на ней передвигаться.

Поднявшись на верх к площади, откуда начинает свое движение исторический трамвай по улице Истикляль, мы вышли на знакомую уже улицу и пошли на спуск к Галатской башне.

К вечеру возле Галатской башни собралось много молодежи, сидевшей прямо на уличной плитке, ступенях и парапетах. И музыкантов стало больше. При этом никто никому не запрещает распивать алкогольные напитки. Здесь ощущается непринужденный, свободный европейский дух.

Галатская башня - еще одна визитная карточка Стамбула, высотой 61 метр и обозримая с разных сторон города. Диаметр башни 9 метров. Расположена на холме Галата. История башни начинается с 1348 года. Тогда она называлась еще "Башня Иисуса". В старые времена это был ориентир для мореплавателей. А в 17 веке с нее был совершен один из первых полетов на самодельных крыльях. Смотровая площадка появилась в 1832 году и служила для выявления пожаров и беспорядков в городе.

А мы стоим в очереди. По началу она шла быстро, однако уже на самом входе застопорилась. Простояли мы минут 40. Охранник объяснил, что на верху еще много людей и пустить больше они не могут. Билет покупается при входе, стоимость 25 лир с человека.

Отстояв очередь и купив наконец билеты, мы поднялись на лифте на смотровую площадку башни Галата. Виды отсюда открываются потрясающие.

Босфор. Вид на Азию.

Золотой Рог и историческая часть Стамбула. Слева направо: Босфор, Дворец Топкапы, Айя София, Голубая мечеть и кусочек Галатского моста.

Дворец Топкапы с парком Гульханэ. А на горизонте виднеются Принцевы острова (Адалары).

Айя София и Голубая мечеть. Не возможно не узнать по минаретам.

Место соединения Золотого Рога и Босфора.

Галатский мост.

Золотой Рог.

И вдалеке - финансовый и деловой центр Стамбула.

Крыши в Стамбуле используются не только для того, чтобы укрывать от дождя, снега, сберегать тепло, но и для проведения досуга. Приглядевшись, можно заметить целые организованные уголки с диванами, стульями и столами в окружение горшков с цветами. А на некоторых крышах расположились настоящие рестораны.

Ресторан можно посетить и в самой башне.

В башне установлен лифт, но сохранилась и винтовая лестница. Дверь на лестницу с первого этажа просто так не открывается. Но когда мы стояли в очереди, то много посетителей спускались по такой лестнице и, придержав дверь, можно было бы проскочить бесплатно.

Закат мы ждать не стали, так как пришлось бы еще час-полтора там провести. Тем более, что внизу уже собралась длинная очередь, ожидающая, когда покинуть смотровую площадку предыдущие посетители. Не будем их задерживать.

Конец дня. Мы успели больше, чем планировали. Покатались на абсолютно разном общественном транспорте Стамбула: современном трамвае, фуникулере, историческом трамвае, пароме и тюнель. Для этого очень удобно использовать карту Истанбул, советую, намного экономнее выходит. Прокатали мы достаточно, поэтому напоследок еще пополнили карты на 20 лир. И можно добавить галочки на следующие достопримечательности - Дворец Топкапы, улица Истикляль, прогулка по Золотому Рогу и Босфору, Галатская башня. На этот раз улицу Истикляль мы проехали полностью на трамвае, а вот в следующий раз, а он когда-нибудь да будет, Стамбул ведь транзитный город, можно будет прогуляться пешком и с шоппингом.

И возвращаемся в апартаменты. По дороге на улице Gadik Pasa покупаем фрукты (абрикос полкило - 2 лиры, клубника в упаковке - 3,5 лиры) и огурцы за 4 лиры. Проходя мимо магазина с лукумом, не удержались и взяли для пробы лукума и пахлавы на 6 лир. Удобно то, что пахлаву, или, как говорят местные, баклава, можно брать кусочками. Пройти мимо пирожков мы тоже не могли и взяли три с творогом за 2 лиры. И не забываем про пиво (5 лир банка) и к нему соленые семечки за 1 лиру. А еще здесь очень популярны куры гриль без крыльев. Одна курица обошлась нам в 6 лир. Скупились мы на ужин на 58 лир или 20 долларов (около 450 грн). Вроде ничего не купили, а потратили... Ну еще и на завтрак хватит:)

Всем приятного аппетита:)

Уважаемый посетитель моего блога или посетительница!

Стамбул не нуждается в представлении до такой степени, что даже заговаривая о нем испытываешь огромную неловкость.

Заводя разговор о его самых знаменитых местах, неизбежен скепсис у читателей «Ну, вот, - и этот туда же!».

А начинать путешествие по Стамбулу с его потаенных уголков, вроде как, будет нелогично, когда не расставлены основные вешки - ориентиры.

Поэтому заранее прошу прощения у искушенных путешественников, поскольку эта статья - именно, что расстановка ориентиров . Вокруг, которых, надеюсь, мы будем ещё много бродить, выискивая места, невидимые взгляду туриста-«попрыгуна».

Того - который галочками отмечает путеводитель, чтобы все из него добросовестно обойти и потом пребывать до конца жизни в полной уверенности, что он узнал «настоящую Турцию».

Весь мой блог - это протест против такого поверхностного подхода, когда человек на тебя проникновенно смотрит и выдаёт:

Не учите меня жить! Я пять раз в Турции был…

И тем не менее, я убежден, что даже в самый что ни на есть устоявшийся список достопримечательностей можно привнести что-то новое, хоть черточку. Особенно, когда речь идет о такой, поистине необъятной теме, как Стамбул.

Стамбул - это город превосходных степеней…

Что о нем ни скажешь - будет истинной правдой…

Город Контрастов, Жемчужина Босфора, Чудо Света, Столица Императоров - это все он, Стамбул, - самый роскошный, самый потрясающий, самый неповторимый, одним словом, самый-самый - город Турции!

Преувеличение? Восторженность? - Ничуть не бывало…

Многомиллионный мегаполис, раскинувшийся на двух континентах - в Европе и Азии на берегах пролива Босфор и омываемый водами Мраморного и Черного морей.

За всю историю своего существования город успел побывать столицей четырех государств: Римской, Византийской, Латинской и Османской Империй, а также сменить несколько названий.

Прилетаем в Стамбул

В Стамбуле пока два международных аэропорта. Аэропорт имени Ататюрка расположен в европейской части города. Второй аэропорт имени приемной дочери турецкого вождя - первой турецкой женщины-пилота, Сабихи Гёкчен , находится в азиатской части города.

Строится и огромный третий аэропорт, в помощь не очень уже справляющимся первым двум, и тоже на европейской части города. Планируется его ввести в строй в феврале 2018 года.

Важно, что от каждого терминала есть варианты экономичных трансферов, которые заметно дешевле, чем «регулярные» такси. Так что, не спешите делать взмах рукой...

Европа - не Азия!

Считается, что основная масса достопримечательностей расположилась на европейской части города. Этот факт стоит учитывать при выборе аэропорта, с точки зрения размещения и дальнейших перемещений. Равно как и то, что это только так «считается».

Берем тему «азиатского Стамбула» себе на заметку, а пока же возвращаемся к нашей «европейской классике», разделив условно пункты программы по расположению с одной или с другой стороны бухты Золотой Рог и посвятив каждой из частей отдельную статью с пятью основными достопримечательностями . Сегодня, соответственно - Часть I.

1. Собор Святой Софии


Собор Святой Софии находится в центре Стамбула, в районе Султанахмет.

Построенный в 4 веке н.э. по приказу римского императора Константина (в честь которого, город, собственно, и назывался Константинополем), он оставался одним из самых больших христианских храмов на протяжении почти тысячи лет.

Однако, в 1453 году султан Фатих Мехмет обратил собор в мечеть, совершив там свой первый, после завоевания города, пятничный намаз.

В наши дни Собор Святой Софии открыт для туристов в качестве музея, но нынешние турецкие руководители поговаривают о том, что неплохо бы его вновь превратить его в мечеть. "Засиделся", мол, "в музеях". В общем, спешите видеть, пока ещё проход - в любое время.

2. Мечеть Султанахмет, или Голубая Мечеть


Голубая Мечеть расположена напротив Собора Святой Софии, нужно лишь сделать буквально два шага через площадь Султанахмет.

Она была построена по приказу султана Ахмета I в период 1609 - 1616гг. и пока является единственной мечетью в Стамбуле с шестью минаретами.

Приоткрою завесу «тайны» - вторая должна принять первых верующих в 2018 году.

Для строительства мечети Султанахмет понадобилось свыше двадцати тысяч белых и голубых изникских керамических изразцов, что и обусловило в итоге её второе название - Голубая Мечеть.

Собираясь посетить Голубую мечеть, имейте в виду, что, разумеется, туристов сюда пускают только в перерывах между молитвами.

Находясь в районе «Султанахмет» обязательно отобедайте в каком-нибудь ресторане на крыше . Так, чтобы Святая София - слева, Голубая Мечеть - справа, а Босфор - перед Вами, наслаждающимся панорамой города.

И второе - в качестве варианта, где остановиться: рассмотрите для себя деревянные пансионы , коих так много в Султанахмете. Там характерный османский дух, запах дерева, гравюры по стенам, скрипящие половицы и металлические кровати. Мне нравится, но, конечно - дело вкуса.

3. Дворец Топкапы


Дворец Топкапы, известный россиянам, прежде всего, по гаремным баталиям из сериала «Великолепный век» , расположен на мысе Сарайбурну, в месте впадения Босфора и Золотого Рога в Мраморное море.

Он был построен по приказу султана Фатиха Мехмета Завоевателя в 1460-1478 годах и на протяжении почти 4 веков использовался в качестве императорской резиденции. В 1924 году превращен в музей распоряжением республиканца Ататюрка.

Дворец представляет собой обнесенный единой стеной большой комплекс, разделенный на четыре двора, окруженных садами и постройками различного назначения.

На территории музея Топкапы находятся: Сокровищница, Церковь Св. Ирины, здания монетного двора и канцелярии Дивана, Башня Правосудия, павильоны и мечети.

4. Цистерна Базилика или Еребатан


Одно из величественных исторических сооружений Стамбула, расположенное в пешей доступности от перечисленных выше мест - Цистерна Базилика, построенная по приказу византийского императора Юстиниана в 6 в н.э. для снабжения водой Большого Дворца.

Она представляет собой подземное водохранилище площадью 9.800 кв.м и вместимостью почти 100 тыс.тонн воды.

Из воды к потолку поднимаются 336 мраморных колонн, высотой около девяти метров.

Собраны они были из различных античных храмов, поэтому отличаются друг от друга сортом мрамора и украшениями на капителях.

В юго-западном углу водохранилища в основания двух колонн положены головы Горгоны Медузы. Одна - на боку, вторая - вверх тормашками.

Возможно, зодчие посчитали, что так «убийственный» взгляд "барышни" будет менее опасен. А скорее положили, как Бог на душу…

Звучащая в подземелье музыка, полумрак, бесконечные ряды колонн, отражающихся в зеленоватых водах, где плавают огромные белесые рыбы, в сочетании с многочисленными легендами о самой Цистерне, надо сказать, впечатляют.

Приходите - проникайтесь мистической атмосферой!

5. Крытый рынок, или Капалычарши


К посещению обязателен, и, уверен, что в моих дополнительных уговорах Вы не нуждаетесь. На всякий случай напоминаю, что находится он в центре Стамбула, в районе Фатих на улице Беязит.

У рынка - множество входов (больше двадцати), один из них находится в непосредственной близости от перечисленных выше достопримечательностей, в районе Султанахмет.

Крытый рынок, он же Большой базар, он же Капалычарши - один из самых больших и старых крытых рынков в мире. И, разумеется, один из самых густонаселенных карманниками.

Территория его поделена на части, в каждой из которых представлены товары определенной категории.

Ткани, ковры, одежда, обувь, сумки, кожа, керамика, предметы декоративно-прикладного искусства, ювелирные украшения, золотая и серебряная посуда ручной работы, сувенирные лавки занимают целые улицы, пересекающиеся во всех направлениях.

Представленные там товары - самых разных категорий , от высшего качества до подделок различных мировых брендов, в изготовлении которых турки изрядно за последние годы поднаторели.

Соответственно, отличаются и цены… Но торг , как всегда, - уместен . Правда, с ювелирной продукцией стоит быть поосторожнее. Вообще, её лучше приобретать либо в признанных сетевых магазинах, либо по знакомству, что гарантирует отсутствие сюрпризов.

Выживет ли Крытый рынок в связи с туристическим спадом в 2015 году? Уже около 15-20% павильонов прекратили свое существование, а рынок, со своими опустевшими коридорами, не похож сам на себя. Поживем, увидим…

Продолжение, про другую часть Золотого Рога, следует…

Однако, прежде чем закончить, не оставлю начавшую складываться традицию и приведу ниже ссылку на «песню про Стамбул» - одну их тех, которая на мой взгляд, настраивает на его волну и позволяет ощутить его неповторимый дух. Выбор - неклассический, прямо скажем:

Приезжайте в Стамбул и возвращайтесь в него снова и снова! Он - неисчерпаем!

1. Этот пост предназначен более для тех, кто в Стамбуле не бывал, поскольку рассказывает он практически о главном и уж точно самом романтичном виде местного общественного транспорта - паромах .

Ходят они и через Босфор, и на Принцевы острова, и по всему побережью бухты Золотой Рог. Описать эту грандиозную систему полностью тяжело, поэтому я остановлюсь только на последнем маршруте. Итак, городская скоростая водная линия по маршруту Ускюдар - Эйюп с семью промежуточными остановками по бухте-проливу Золотой Рог (Haliç hattı ).

2. Прилагаю вот такую понятную и наглядную схему.


Под №1 на схеме пристань Ускюдар (Üsküdar ) в азиатской части города. Между точками №1 и №2 паром проделывает стандартный путь через Босфор, который дублируют и многие другие плавсредства.

3. Движение тут вообще оживленное.

4. Вот такие большие паромы даже ходят (но только на маршрутах через Босфор, в Золотой Рог пассажиров они не возят).

5. Принято кормить чаек по дороге. Причем этим занимаются больше не туристы, а как раз местные. Туристы чаек побаиваются.

6. Точка №2 - это пристань Каракей (Karaköy ) . Впрочем «Пристань » - очень громкое слово для небольшого навесика. Но там расположены самые настоящие турникеты (тариф внутригородской, как на автобус или трамвай) и горят электронные табло - во сколько и в каком направлении проследует следующий паром. Ошибиться сложно.

7. Есть и расписание . Интервалы могут быть и полчаса и час.

8. Пристань расположена прямо у Галатского моста . Будьте внимательны, путеводители и даже Яндекс-Карты врут, что пристань данной линии находится с другой стороны залива, в Эминоню. Это неправда.

9. Как раз закладывает вираж нужный нам паром Emin Enandi . На нем мы и поплывем вглубь Золотого Рога.

Приложу-ка я видео причаливания, выгрузки-погрузки пассажиров (и даже грузов) и следования дальше. Напоминает фильм «Мимино», особенно выгрузка коробок.

10. Сначала проход под Галатским мостом .

11. А потом почти сразу же метромост «Золотой Рог» (Haliç ) с одноименной станцией метро.

12. Сама станция выглядит вот так.

13. А поезд - вот так, габариты не наши. Надо сказать, что в Стамбуле нет единой системы городского транспорта (и, отчасти, переходов-связок между ними). Все линии метро, например, друг на друга непохожи.

14. Район Бейоглу и Галатская башня .

15. С другой стороны районы попроще. Город контрастов же. Когда-то тут паром тоже останавливался на пристани Джибали (сейчас нет).

16. На этом маршруте туристов не так много как на трансбосфорских, но тоже встречаются. Вот немецкоговорящая девушка с удовольствием фотографирует.

17. Потом по берегу начинаются отстойники для паромов. Дело в том, что исторически на рынке городских перевозок работали и работают три мощные компании - IDO , Turyol и Şehir Hatları . Это кораблики Turyol.

18. А это - Şehir Hatları (их вид и окрас очень узнаваем).

19. Остановка №3 на маршруте - пристань Касымпаша (Kasımpaşa ) . Этот район, кстати, место рождения нынешнего турецкого лидера Тайипа Реджепа Эрдогана.

20. Остановка здесь долгая. Стоим минут 5-7.

21. Можно сходить и заглянуть в кабину капитана-судоводителя.

22. Тут ожидают встречный паром по тому же самому маршруту, чтоб кэпы перекинулись парой слов. К нам спешит Hadeka .

23. Трап выезжает сам. Чем-то напоминает автоматическое открывание и закрывание дверей в маршрутках.

24. Рядом с пристанью странного вида дворец под крышей. Викимапия утверждает, что это бывший дворец Камондо и штаб северного командования Турецкого флота ныне.

25. Тут же на горе флотский госпиталь .

26. И пришвартованы две плавказармы(?). Их вахтенный матрос с оружием охраняет, я в предыдущем посте показывал.

27. Следующая остановка - №4 на схеме - Фенер .

28. Когда-то район компактного проживания греков-фанариотов (настоящих византийцев иначе говоря). Поэтому явная доминанта района - Греческий лицей (1884 г.) на холме.

29. Тут еще и база водной полиции.

30. Лицей доминирует. Хотя архитектурные эстеты считают, что здание неизящно и грубовато.

31. Очень близко и по тому же берегу расположена и следующая остановка - Балат (№5) . Если Фенер район греческий, то Балат - еврейский. Хотя все это, конечно же, давно в прошлом.

32. Болгарская церковь Святого Стефана (1898 г.). В путеводителях пишут, что она целиком собрана из железа (якобы слишком тяжелую каменную конструкцию прибрежные почвы не выдержали бы). Поэтому за данным архитектурным памятником надо следить, а то заржавеет от морского соленого воздуха (и это не шутки!)

33. Кстати, Золотой Рог хоть и похож на реку, но медуз-то в нем все равно полно.

34. На стороне Касымпаши меж тем можно наблюдать промышленные развалины судостроительной направленности. Явно бывшие ангары, причалы, слипы, мастерские...

35. Так бы выглядел район Адмиралтейских верфей в Санкт-Петербурге, если бы его забросили.

36. Сквозь здания можно разглядеть летний дворец Айналыкавак (Aynalıkavak Kasrı ) . Ныне он великолепно отреставрирован, но крайне мало посещаем туристами (поскольку о нем почти никто из них не знает).

37. Катаясь по проливу легко понять, кстати, почему греки его назвали именно «Золотым ». Все из-за солнца, лучи прямо зажигают воду и иногда кажется, что это не вода, а горячий металл.

38. Курс на Хаскей (№6, Hasköy ) .

39. Что-что-что мы там видим? О-о-о-о, да это же музейный экспонат политехнического музея Рахми Коча ! (о нем будет следующий пост ).

40. На этой аккуратной пристани мы и сойдем.

Далее паром останавливается на остановках Айвансарай (№7, Ayvansaray ) , Сютлюдже (№8, Sütlüce ) и, конечная, Эйюп (№9, Eyüp ) . Говорят, что там Стамбул уже совсем деревенский, хотя район вовсе и не на окраине современного города.

41. Теперь несколько фотографий с обратной дороги. В тот день был яркий закат.

42. Сам пролив в таком свете опять-таки кажется каким-то волшебным.

43. Темный берег.

44. Светлая сторона.

45. Мечеть Селима I Явуза .

46. Уже совсем стемнело.

Бухта Золотой Рог в столице Турции - это одна из самых красивых естественных гаваней в целом мире. Во времена султана на этих местах располагались торговые суда оттоманцев и византийцев, и даже военные корабли. Сегодня же вдоль берегов тянутся пешеходные тротуары и благоустроенные парки. Это место посещают множество туристов.

Гавань Золотой Рог - это залив Босфора, который благодаря природным катаклизмам и течению приобрел изогнутую форму и впивается глубоко в берег. Длина залива около 13 км, а ширина 120 м, глубина Босфора - 47 м. В западной части залива в него впадают две речушки: Киатханесу так называемый древний Барбизес и Алибейсу, или древний Кидарос. Эти воды омывают берега европейской части города Стамбул. Через бухту перекинулись 4 моста: Старый Галатский мост, но он уже не выполняет свои функции, а также Галатский мост и Мост Халич и еще один Мост Ататюрка.

Около 7000 лет назад, здешние воды залива Босфор и речек Алибей и Кагытхане, которые до сих пор впадают в Золотой Рог, слились в одно целое и образовали естественную, очень красивую гавань, которая по своей форме похожа на рог. На протяжении многих столетий Золотой Рог считали одной из красивейших природных мировых гаваней. В ее водах было полно рыбы, а плодородная почва по берегам бухты давала богатые урожаи, что и привлекло местных аборигенов, которые со временем заселили оба берега гавани. Бухту Золотой рог называли еще рогом изобилия, а также, считается, что этот залив назвал сам Визант в честь своей мамы, которую звали Кероесса, с греческого Золотой Рог звучит - Крисокерас. Существует еще один миф о том, что под яркими лучами светящего солнца, водное полотно залива переливается настоящим золотом. Сегодня Золотой Рог называется Халич-и Дерсаадет, что в переводе с турецкого означает «Залив Врат Блаженства».

Летом, в период пика туризма на территории Золотого Рога погода очень переменчива. Преобладает южный и юго-восточный ветер, часто выпадают дожди и осадки в виде тумана. Осень и зима тоже ветреная, но ветер дует с севера и северо-западной стороны.

В районах Балат и Фенер, расположившихся в самом центре бухты Золотой Рог, растянулись многочисленные улицы со старинными домами и церквями, синагогами, возведенные в эпоху Византийской и Османской империй. Сейчас это берега, заселенные современными жителями, живущими в красивых и современных строениях. Практически по всему протяжении бухты, ее берега укреплены крепкими стенами, которые оборудованы причалами и пирсами. Глубина при входе в бухту Золотой Рог колибается от 20 до 27 метров, в зависимости от места.

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.