М60А1 - мнение советских исследователей. Гайд по американскому среднему танку M60 WoT Каков стандартный обзор танка м60

История создания

Основной боевой танк М60 стал очередным этапом соревнования американских и советских танкостроителей; характерно, что американская сторона в этом соревновании постоянно выступала в роли догоняющей. Его предшественник, М48, создавался как противовес Т-34-85: «противовес», правда, опоздал почти на десять лет, да и получился довольно «сырым». К середине 50-х годов конструкторам удалось вылечить М48 от большинства «детских болезней», после чего, по мнению военных, «Паттон III» вполне годился на роль танка, способного бороться с «тридцатьчетверками». Только ведь не даром существует выражение «гонка вооружений», – не успели янки вздохнуть с облегчением, получив на вооружение действительно современный и надежный танк, как из Англии пришла детальная информация о Т-54.

Наверное, в английском языке существует поговорка, аналогичная русской «тушите свет»… М48 уступал «пятьдесят- четверке» абсолютно по всем параметрам: защищенности, калибру орудия, запасу хода. Правда, комплекс приборов управления огнем танка М48, включающий оптический дальномер, выглядел современнее, но стереоскопический оптический дальномер давал наводчику скорее теоретическое преимущество, нежели практическое: прибор был чрезмерно сложен в обращении. В очередной раз, как ответ на новую угрозу, срочно потребовался новый танк. Конструкция перспективной машины должна была сочетать преемственность конструкции М48 (экономия времени) и мощное вооружение, превосходящее вооружение Т-54. Американцы выбрали английскую 105-мм пушку L7, которую после доработки казенной части приняли на вооружение армии США под обозначением М68. Пушка L7 испытывалась на экспериментальном танке Т95, опытные стрельбы выявили полное превосходство английского орудия над всеми существовавшими на тот момент американскими танковыми пушками.

Орудие L7 хорошо вписывалось в башню танка М48, однако командование армии настояло на разработке новой модели «Паттона». Установка мощной пушки не избавляла М48 от других «болячек»: относительно тонкой брони корпуса, не способной противостоять снарядам 100- мм орудия танка Т-54; пожароопасного и «прожорливого» бензинового двигателя. Новая машина рисовалась как симбиоз башни М48 с новой 105-мм пушкой и адаптированного под установку дизеля корпуса; ходовая часть танка принципиальным изменениям не подверглась (заменили лишь опорные катки и поддерживающие ролики). В отличие от скругленной лобовой части корпуса М48, на новой машине корпус сделали обычной, прямоугольной в плане формы; в то же время «лодкообразность» в сечении сохранилась на протяжении всей длины корпуса. Дабы «удержать» массу машины, неизбежный рост которой диктовала более толстая броня и новая, более тяжелая пушка, пришлось пойти на широкое использование в конструкции алюминиевых сплавов. Масса «крылатого» металла в конструкции М60 достигает 3 т, из него изготовлены элементы ходовой части, топливные баки, вращающийся полик башни, надгусеничные крылья, а также разного рода рукоятки и детали крепежа. Конструкторы учли недовольство танкистов тесной командирской башенкой Ml, заменив ее на более просторную низкопрофильную М19.

Под обозначение М60 новый танк в 1959 году был принят на вооружение армии США. Контракт на изготовление 180 машин первой партии и на резервирование заказа еще на 720 танков командование армии подписало с руководством фирмы Крайслер.


М60 на ходовых испытаниях


Сборочная линия башен танков М60


Описание конструкции

Танк М60 спроектирован по традиционной компоновочной схеме с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой.

Корпус и башня танка-литые, с дифференцированными по толщине стенками. Башня практически аналогична башне танка М48. Кормовая часть корпуса перепроектирована под установку дизельного двигателя. Лобовая часть корпуса имеет не скругленную, а прямоугольную форму; лобовые бронелисты корпуса с целью увеличения снарядостойкости установлены под большими углами к вертикали, чем бронелисты корпуса танка М48. Верхняя лобовая деталь корпуса имеет толщину 120 мм и угол наклона к вертикали 64°; толщина крыши и днища корпуса в районе отделения управления 50 и 40 мм соответственно. Толщина брони корпуса в районе боевого отделения и МТО уменьшена до 20 мм. Предусмотрена возможность навески на корпус бульдозерного отвала М9.

Рабочее место механика-водителя расположено в отделении управления строго по продольной оси корпуса. Над креслом механика-водителя, в верхнем бронелисте, имеется сдвижной люк (перед поворотом люк приподнимается). В положении «по-боевому» обзор местности осуществляется с помощью трех перископических наблюдательных приборов, средний из которых взаимозаменяем елочным ИК прибором М36; подсветка прибора ночного видения осуществляется специальными фарами, смонтированными на лобовом листе корпуса. По бокам от кресла механика-водителя находится боеукладка – алюминиевые гнезда для унитарных выстрелов к пушке М68 (15 гнезд расположено слева от сиденья, 11 – справа), непосредственно за креслом установлены аккумуляторные батареи.

Башня кругового вращения установлена в средней части корпуса. По сравнению с башней танка М48, башня танка М60 претерпела минимальные изменения, связанные с установкой новой пушки и командирской башенки. Важным нововведением стала замена стереоскопического дальномера на монокулярный оптический М17 с 10-кратным увеличением, работающий по принципу совмещения изображений; база дальномера – 200 см. Дальность измерения до цели дальномером М17 – 500-4000 м; корпус прицела- дальномера связан с орудием параллелограмным механизмом. Казенная часть орудия соединена со стволом секторной резьбой, обеспечивающей быструю замену ствола в полевых условиях. В средней части ствола орудия установлен эжектор для удаления пороховых газов после выстрела, дульный тормоз отсутствует. Углы вертикального наведения пушки – от – 10° до +20°. Слева от орудия, в маске пушки, смонтирован 12,7-мм пулемет М85, пулемет М73 калибра 7,62 мм установлен в командирской башенке (углы вертикального наведения пулемета от -15 до +60°). Боекомплект включает 63 унитарных 105- мм выстрела (26 выстрелов размещаются в отделении управления, 37 – в боевом отделении), 1050 патронов к 12,7-мм пулемету и 5500 патронов винтовочного калибра. Приводы разворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости электрогидравлические, максимальная скорость разворота башни – 24 град/ с, скорость наведения пушки в вертикальной плоскости – 4 град/с. Привод разворота командирской башенки ручной.

Обзор по горизонту командиру обеспечивают восемь скошенных стеклоблоков М41, установленных по периметру командирской башенки. В командирской башенке имеются пулеметный прицел М71-28С и прибор наблюдения М34, взаимозаменяемый с активным ИК прибором ночного видения М36. Подсветка инфракрасных приборов ночного видения осуществляется многоцелевым (ИК и видимого спектра) высокоинтенсивным ксеноновым газоразрядным прожектором AN/VSS-1, смонтированным на маске пушки. У наводчика установлены перископический прицеп М31 и вспомогательный телескопический прицел М105; оба прицепа имеют кратность увеличения 1х и 8х. Наведение спаренного с пушкой 12,7- мм пулемета осуществляется посредством прицепа М44. Работа наводчика, по сравнению с танком М48, облегчена за счет двойной градуировки сеток всех трех прицепов, рассчитанных на использование двух разных типов боеприпасов – можно было вести огонь, не пользуясь таблицей поправок, учитывающей разницу в массе снарядов. Один призменный наблюдательный прибор фугового вращения М27 имеется у заряжающего.

В моторно-трансмиссионном отделении установлен 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель AVDS- 1790-А2 воздушного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом; мощность дизеля – 750 л.с. Трансмиссия CD850-6A имеет две передачи переднего хода и одну заднего. Двигатель смонтирован в едином блоке с трансмиссией, системой охлаждения и масляной системой. Моторно-трансмиссионный блок установлен вдоль корпуса. Суммарная емкость топливных баков составляет 1420 л. Все баки расположены в забронированном объеме.

Ходовая часть танка выполнена по шестиопорной схеме с задним расположением ведущих колес. Моноторсионы индивидуальной подвески установлены внутри корпуса на всю его ширину; на 1- м, 2-м и 6-м узлах подвески опорных катков монтируются телескопические гидроамортизаторы одностороннего действия без компенсационных камер. Кроме того, на первом и шестом узлах имеются пружинные ограничители хода балансиров. Динамический ход опорных катков – 206 мм. Опорные катки двускатные, обрезиненные, имеют съемные диски и ступицы из алюминиевого сплава; катки взаимозаменяемы с направляющими колесами. Поддерживающие катки (по три на борт) также имеют обрезинку. Ведущие колеса – со стальными съемными зубчатыми венцами. Гусеницы шириной 710 мм – с полностью обрезиненными траками Т-97 и резино-металлическими шарнирами. Ресурс гусениц по пробегу составляет 1500-2000 км.

Радиооборудование танка включает одну УКВ радиостанцию AN/GRC-3 (или AN/GRC-4,5,6,7 или 8), обеспечивающую устойчивую связь в радиусе 32-40 км, и танковое переговорное устройство AN/ V1A-4 с гнездом подключения полевого телефона. Кроме того, на М60 могла устанавливаться рация, работающая в диапазоне частот, используемом авиацией.

Танк оснащался автоматизированной системой пожаротушения и фильтровентиляционной установкой Е37Р1.



М-60А1 на полигоне в Западной Германии


М60А1

Первый вариант М60 представлял собой определенный компромисс между требованием увеличения защищенности и сроками принятия на вооружение: исследования показывали, что бронезащита башни М48 неспособна противостоять снарядам 100-мм советской танковой пушки.

Сказавши «А» (новый корпус), требовалось сказать и «Б» (новая башня). Лучшая снарядостойкость башни новой конструкции обеспечивалась не только более толстой броней, доведенной в лобовой части до 180 мм, но и лучшей баллистической формой. Башня получилась большей по размерам, чем башня М48, что отражает извечную тягу американцев к «улучшению условий обитаемости». Среди других нововведений: замена рулевого колеса механика-водителя Т-образным рулем мотоциклетного типа, установка у заряжающего инфракрасного прибора наблюдения.

Танки с новой башней были запущены в серийное производство под обозначением М60А1; общий погон старой и новой башен позволил провести смену моделей на сборочной линии безболезненно. Серийное производство М60А1 началось в 1962 г. 200 танков данной модификации было изготовлено в Италии по лицензии фирмой ОТО Мелара.

В конце 60-х годов командование армии США в ответ на появление новых советских танков (Т-62, Т-64) приняло трехступенчатую программу модернизации танков М60А1.


М60А1 (AOS)

Начиная с 1971 г. на танки М60А1 стали устанавливать двухппоскостную систему стабилизации орудия (Add-On Stabilization) фирм Кадиллак Гейдж и Ханиуэлл, новые гусеницы с траками Т-142, имеющие восьмиугольные резиновые асфальтоходные подушки (ресурс гусениц с траками Т-142 составляет 5-6 тыс.км). Несмотря на наличие стабилизатора пушки, возможность ведения прицельного огня из пушки с ходу танком М60А1 (AOS) практически исключается из-за наличия механической связи прицела-дальномера с орудием.


М60А1 (RISE)

Очередной этап модернизационной программы начался в 1974 г.

Усовершенствованию подверглась силовая установка танка и электрооборудование. Целью модернизации по программе RISE (Reliability Improved Selected Eqipment) являлось увеличение надежности систем и агрегатов. Новый вариант дизеля-AVDS-1790-2D – имел, кроме того, больший ресурс. После замены 300- амперного электростартера на 650-амперный, дизель получил обозначение AVDS-1790-2С. В вариант М60А1 (RISE) переоборудовались машины модели М60А1 (AOS).






М60А1 (RISE/PASSIVE)

Переоборудование танков по последнему, третьему, этапу долгосрочной модернизационной профаммы началось в 1977 г. На данном этапе предусматривалось оснащение машин пассивными приборами ночного видения на электронно- оптических усилителях изображения (М36Е1 у командира и механика- водителя, прибор командира устанавливается на командирской башенке, механика- водителя – вместо среднего перископа) и усовершенствованными устройствами преодоления по дну водных префад. В состав оборудования для подводного вождения входит воздухопитающая труба- лаз, устанавливаемая над люком заряжающего, направление движения по дну выдерживается с помощью гирополукомпаса. Прибор ночного видения М36Е1 является модификацией прибора М36 с заменой активного ИК модуля ночного видения на пассивный электронно-оптический. Активный и пассивный модули взаимозаменяемы, поэтому сохраняется возможность использования тепловизионного канала, для чего на танке сохранен ксеноновый прожектор.


М60А2

Модификация «А2» стала жертвоприношением танкистов на алтарь казавшихся всемогущими в 60-е годы ракетчиков. Машина, точнее ее башня, проектировалась вокруг системы управляемого противотанкового оружия «Шиллела». Изначально ракета разрабатывалась для установки на легкий аэротранспортабельный танк М551 «Шеридан». «Шиллела» выстреливалась из пушки калибра 152- мм подобно обычному снаряду. Потенциально великолепные характеристики ракеты (высокая точность поражения целей на дальностях, в 2-2,5 раза превосходящих дистанции эффективной стрельбы традиционными боеприпасами) заставили военных выступить с инициативой установки 152-мм орудия/пусковой установки ХМ18Е13 (после доработок пушка получила индекс М162) на основной американский линейный танк М60.

С целью отработки башни со 152-мм пушкой в рамках программы танка ХМ66 было изготовлено четыре различных конструкции (от «А» до «D»). Башни «А» и «В» проектировались с «чистого листа», имели относительно низкий силуэт и лучшую баллистическую форму; в задней части обеих башен ставилась 20-мм автоматическая пушка. Башня «С» представляла собой достаточно традиционную конструкцию, а 20-мм пушка монтировалась в командирской башенке. В свою очередь, вариант «D» являлся приспособленной под 152-мм орудие башней от М60А1. Наиболее перспективным по причине меньшей массы представители армии сочли вариант «В».

Два прототипа ракетного танка М60А1Е2 передали на испытания зимой 1965-66 гг. Недостатки как самой ПТУР «Шиллела», так и новой башни выявились уже в самом начале программы испытаний. Больше всего проблем породил вышибной заряд ракеты. Заряд оказался чрезмерно чувствительным к высокой влажности, при грубом с ним обращении не исключалась детонация, ну и как водится у боеприпасов со сгораемой гильзой, гильза нередко сгорала не полностью. В принципе, недостатки заряда являлись не более чем «болезнью роста», для их преодоления требовалось лишь время. Более серьезным являлась неадекватность легкой башни тяжелому орудию: при выстреле обычным снарядом более сильная, чем при пуске ракеты, отдача сбивала наводку орудия, – пришлось спешно разрабатывать новую трехступенчатую систему компенсации отката ствола после выстрела и усиливать узлы крепления к башне приборов управления огнем.

Желание принять на вооружение эффективное противотанковое средство оказалось велико: несмотря на «сырую» конструкцию и незавершенную программу испытаний, армия США ассигновала в 1966 г. средства на закупку 243 «ракетных» башен для установки на шасси уже построенных танков М60А1 и зарезервировала заказ на 1967 г., предусматривающий изготовление с «нуля» 300 танков с ПТУР «Шиллела» под обозначением М60А2. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается – в докладе, представленном министром обороны США Конгрессу в 1970 г., отмечалось: «Усилия армии по усовершенствованию танка М60А1 путем интеграции в его конструкцию системы управляемого оружия «Шиллела» не увенчались успехом; 300 танков М60А1Е2, предусмотренных к закупке бюджетом на 1967 финансовый год в существующей конфигурации, не могут быть приняты на вооружение; представители армии не уверены в возможности преодоления проблем, связанных со стабилизацией башни при выстреле в достаточно сжатые сроки; обеспечить должную надежность в обозримом будущем вряд ли удастся».

Тем не менее, армейское командование к сентябрю 1971 г. сочло результаты испытаний доработанных прототипов М60А1Е2 удовлетворительными. Танку был присвоен официальный индекс М60А2, а в ноябре того же года серийному производству и переоборудованию ранее построенных М60А1 в вариант «А2» дали «зеленый свет». Но на вооружение строевых подразделений М60А2 поступили только в 1973 г. Постройка и переоборудование танков М60А2 осуществлялись в 1973-75 гг.

Несмотря на все свои недостатки, с точки зрения системы управления огнем (СУО) М60А2 стал этапной машиной в истории мирового танкостроения, заслуживавшей самой высокой оценки. Практически его СУО стала едва ли не первой успешной попыткой увязать в единый автоматизированный комплекс различные приборы и датчики первичной информации, вырабатывающие данные для стрельбы из пушки. Ключевыми элементами СУО являлись лазерный дальномер и электронный анапогово-цифровой баллистический вычислитель М19. Разработка лазерных дальномеров в США началась еще в начале 50-х годов, первый экспериментальный образец такого дальномера, «Колидар I», был изготовлен фирмой Хьюз Эйркрафт, а в 1966 г. началось производство опытной партии приборов для танков М60А1Е2. Использование лазерного дальномера должно было компенсировать относительно низкие баллистические характеристики 152-мм орудия при стрельбе обычными снарядами. Преимущество лазерного дальномера перед оптическим заключается в более высокой точности измерения расстояния до цели, возможности полной автоматизации процесса измерения дальности и в легкости сопряжения с другими элементами автоматизированной системы управления огнем.



М60А1 но танковом транспортере



М60А1 и САУ готовятся к транспортировке самолетом С-5А


Танковый перископический прицел- дальномер для танка М60А2 разработан Франкфордским арсеналом. Он представляет собой объединение модернизированного дневного канала прицела М32 и электронных компонентов портативного дальномера на основе рубинового лазера. Диапазон измерения лазерным дальномером расстояний до цепи – от 450 м до 5000 м, точность измерения – +/-10 м.

Система управления огнем, установленная на М60А2, по своей сложности и эффективности среди всех западных танков была соизмерима лишь с СУО танка «Леопард-2». Электронный вычислитель вырабатывает данные для стрельбы с учетом расстояния до цели, типа снаряда, температуры воздуха и заряда, скорости и направления ветра, атмосферного давления, скорости и направления перемещения цепи относительно танка, износа канала ствола, угла крена цапф орудия.

Танк М60А2 оснащался двухплоскостной системой стабилизации орудия и бесподсветочными приборами ночного видения.

Боекомплект к пушке/пусковой установке включал 13 ПТУР «Шиллела» и 33 152-мм выстрела. Вспомогательное вооружение аналогично танку М60А1: один пулемет калибра 7,62 мм установлен в командирской башенке и один 12,7-мм пулемет – в маске пушки. Проблемы с башней «В» побудили инженеров фирмы Крайслер искать альтернативное решение проблемы. Выход виделся в адаптации башни «единого» американо-западногерманского танка МВТ-70 к корпусу танка М60А1. Башня МВТ-70 имела более удачную, с точки зрения защищенности, форму, а ее большие размеры и масса позволяли решить проблему чрезмерной отдачи, более того, – допускалась установка 152-мм орудия ХМ150 с более длинным стволом, за счет чего увеличивалось поражающее воздействие традиционного бронебойного снаряда. Одно время для пушки ХМ 150 разрабатывались ядерные боеприпасы. Боекомплект к пушке состоял из 57-ми снарядов и 13-ти ПТУР. Установка башни «В» уменьшала массу М60 примерно на две тонны, в то время как монтаж башни от МВТ-70 – наоборот, увеличивал массу на добрых 800 кг.


МОДЕЛЬ «К»

Неудачи с «ракетными» башнями привели к еще одной попытке усилить огневую мощь «Паттона» – установить на него экспериментальную башню с перспективным 120-мм орудием «Дельта». Однако разработку данного варианта пришлось аннулировать по причине нехватки финансов: львиная доля бюджета министерства обороны уходила на войну в Индокитае. Проект танка М60 со 120-мм орудием известен как модель «К»; была изготовлена, по меньшей мере, одна башня «К» со 120-мм пушкой.


М60А3

Танк варианта «A3» стал последней модификацией М60, запущенной в серийное производство. В его конструкции был учтен опыт, полученный при модернизации М60А1, разработке М60А2, а также «узкие места» конструкции, выявленные в боях ближневосточной войны 1973 г.

Причиной выхода из строя в боевых условиях множества М60 стало заклинивание башни: мощности привода разворота не хватало, чтобы «перемолоть» осколок снаряда, «клинящий» башню. Исправные в целом танки лишались возможности вести прицельную стрельбу, после чего становились легкой добычей арабских противотанкистов, окончательно добивавших «Паттоны». Установка более мощных электрогидравлических приводов частично решило проблему, хотя, конечно, всегда найдется болванка, которая так заклинит башню, что не поможет никакой привод. Неважно зарекомендовали себя в боевых условиях пулеметы М73, – их следовало заменить более надежными бельгийскими MAG-58 (американское обозначение М240).

В середине 70-х годов наивысшим приоритетом считалась не модернизация М60, а разработка нового танка ХМ1, поэтому доработку М60А1 в свете опыта войны Судного дня предполагалось вести так, чтобы не вносить радикальных изменений в конструкцию. К примеру, установка более мощных приводов разворотов осуществлялась достаточно просто, не затрагивая других систем и агрегатов. И все же именно арабо-израильская война 1973 г. стала причиной появления на свет М60А3. Дабы восполнить немаленькие потери в танках своего стратегического союзника из Европы в Израиль, американцы срочно перебросили несколько сотен М60А1, тем самым уменьшив бронетанковую группировку в ФРГ до критического уровня. Поставки новых танков М1 задерживались, программа его создания откровенно пробуксовывала, причем так, что некоторые генералы предложили ее вообще аннулировать, сосредоточив все усилия на улучшении М60. Как часто бывает, лучшим оказалось компромиссное решение: работу над будущим «Абрамсом» продолжить, делая параллельно очередной вариант «Паттона».


Колонна танков М60А3




С целью придания возможности поражения цели с ходу первым выстрелом на М60А3 установили систему управления огнем, разработанную на основе СУО танков М60А1 и М60А2. Комплекс приборов командира танка М60А3 состоит из лазерного монокулярного прицела-дальномера AN/VVG-2, перископического комбинированного (с дневным и ночным каналами) прицела/прибора наблюдения М36Е1 и восьми стеклоблоков М41, установленных в командирской башенке. Лазерный прицел-дальномер установлен на посадочные места оптического дальномера М17. Для визирования цели и выхода лазерного излучения используется правая броневая головка, оставшаяся от оптического дальномера. Лазерный дальномер оснащен выносным пультом управления, установленным у наводчика; определение дальности до цели с помощью выносного пульта дает существенную погрешность. У наводчика имеются основной комбинированный прицел М35Е1 и вспомогательный телескопический прицел M105D, аналогичный использовавшимся на более ранних моделях М60.

На танке установлен цифровой баллистический вычислитель Хьюз М21 на твердотельных элементах, однако, на М60А3 СУО еще не была «завязана» в единый комплекс – реально поражение цели с движения первым выстрелом оставалось весьма проблематичной задачей, несмотря на наличие лазерного дальномера, баллистического вычислителя и двухплоскостной системы стабилизации орудия. Вычислитель М21 оснащен встроенной системой самоконтроля, позвопяющей тестировать не только элементы собственно вычислителя, но и сопряженные с М21 узлы системы управления оружием.

Подобно М60А1 (PASSIVE) на М60А3 имеются взаимозаменяемые активные и пассивные модули приборов ночного видения. Подсветка ИК приборов осуществляется с помощью ксенонового прожектора AN/VSS-3A, имеющего меньшие размеры и потребляемую мощность по сравнению с прожектором AN/VSS-1 танка М60А1. Особенностью прожектора AN/ VSS-3 является использование гибкого металлического отражателя, позволяющего плавно изменять ширину луча в пределах от 1 до 7°.

Ствол пушки танка М60А3 оснащен теплоизоляционным кожухом. С целью маскировки машины на поле боя в МТО смонтирована термодымовая аппаратура (впрыск топлива в струю горячих выхлопных газов). ТДА на американском танке появилась под влиянием успешного использования подобной аппаратуры арабскими танкистами, воевавшими на советских танках, оборудованных такими дымогенераторами. В дополнение к ТДА по бортам башни М60А3 монтируются по одному блоку дымовых гранатометов М239 (по шесть гранатометов в блоке); М239 представляют собой адаптированные к установке на М60 английские гранатометы, используемые на «Чифтене». Дымогенераторы отрабатывались на М60А3 в Форт-Ноксе в середине 70-х годов, первоначально аппаратура представляла собой две бочки с топливом, открыто установленные на крыше МТО, и форсунки, впрыскивающие топливо непосредственно из бочек в струю выхлопных газов.

Серийное производство М60А3 началось в 1978 г.


М60А3 TTS

С 1979 г. выпускался вариант М60А3 TTS (Tank Termal Sight), оснащенный тепловизионным прицелом наводчика AN/ VSG-2, имеющим окулярную отводку тепловизионного канала командиру. Полигонные испытания новый тепловизионный прицел проходил в 1977 г. на танках М60 в Форт-Нокс и Юме. На башне танка появилась мачта сдатчиками атмосферных параметров, информация от которых вводилась в баллистический вычислитель автоматически. Уровень комплексирования СУО выше, чем на танках более ранних моделей. Автоматический контур системы управления оружием включает танковый баллистический вычислитель М21, командирский прицел-дальномер AN/WG-2, прицел наводчика AN/VSG-1 (установлен вместо прицела М35Е1), стабилизатор оружия и баллистический привод М10А4, датчики атмосферных параметров. Прицел командира М36Е1 и вспомогательный прицеп наводчика с вычислителем не связаны.

Модернизация танков М60А1, состоявших на вооружении армии США, до уровня М60А3 TTS началась в 1981 г.


Танки М60 с динамической защитой

В 1982-83 гг. лаборатория баллистики Абердинского полигона проводила изучение возможности усиления защищенности танка М60 от ПТУР с кумулятивной боевой частью путем установки накладной динамической брони. Испытания танков с динамической защитой были начаты на Абердинском полигоне в июле 1985 г. Опытные стрельбы различными противотанковыми боеприпасами проводились по трем оборудованным реактивной броней танкам М60А3 и по трем корпусам и башням.

С 1988 г. танки М60А3 корпуса морской пехоты США стали оснащаться динамической защитой.


«Супер М60»

Танк «Супер М60» фирма Теледайн Континентал предложила в свете идей об отказе от разработки и производства М1, высказываемых отдельными представителями генералитета.

Фирма Теледайн Континентал специализировалась на создании танковых дизелей серии AVDS-1790. Проект радикального улучшения боевых качеств М60А1 инженеры фирмы связывали с использованием дизеля AVCR1790, мощность которого удалось поднять до 1200 л.с. Поскольку новый мотор имел примерно те же габариты, что и дизель AVDS- 1790, его без особых проблем можно было разместить в МТО танка М60.

Ходовой макет танка «Супер М60» разрабатывался инженерами Теледайн Континентал в кооперации с западногерманской фирмой Ренк. Практически получился новый танк, который отличался от М60 в большей степени, нежели М60 отличался от М48. Более мощный дизель потребовал установки новой гидромеханической трансмиссии (Ренк RK-304); вместо торсионной подвески опорных катков применялась индивидуальная гидропневматическая. Усиление броневой защиты предлагалось произвести за счет навески на расстоянии примерно 20 мм от поверхностей корпуса и башни катаных бронелистов, ходовая часть прикрывалась броневыми экранами. Предусматривалась возможность заполнения полостей между основной и накладной броней полимерными материалами.

Работы по танку «Супер М60» проводились фирмами Теледайн Континентал и Ренк на свои средства в расчете на возможный заказ со стороны армии США или вооруженных сил других стран, предусматривающий модернизацию уже изготовленных М60А1 до уровня «Супер М60». Таких заказов так и не поступило. Опытный образец «Супер М60» был изготовлен в конце 70-х годов.


М60А4

Неосуществленный проект модернизации танков М60 по заказу Национальной гвардии США. Программа предусматривала модернизацию 12-ти танков в 1989 г., 48 – в 1990 г. и 120 – в 1991 г., с последующим выходом на уровень 450 машин в год. По финансовым причинам программа аннулирована. Предполагалось, что танк М60А4 будет вооружен 120- мм гладкоствольной пушкой; на нем планировалось установить новый дизель мощностью 1050 л.с., автоматическую трансмиссию, накладную броню, низкопрофильную командирскую башенку; усовершенствовать ходовую часть и воздушные фильтры.


Производство танков М60

Серийное производство танков М60 осуществлялось на арсенале в Детройте с 1959 г. по 1987 г., первые прототипы М60 были изготовлены на заводе фирмы Крайслер в Делавере. Всего построен 15 221 танк (в том числе 900 машин модификации М60, 520 – М60А2, 1811 – М60А3 более 1200 вновь построенных М60А3 поставлены в третьи страны); 200 машин варианта М60А1 построено в Италии по лицензии фирмой ОТО Мелара. В 1980- 1987 гг. танки М60 изготавливались в США только на экспорт.


Модернизация М60 в Израиле

На рубеже 70-80-х гг. большинство танков М60, имевшихся на вооружении армии обороны Израиля, получили комплекты динамической защиты «Блэйзер», которая была разработана израильской

фирмой Рафаэль. На танках дополнительно устанавливались 7,62-мм пулемет на шкворневой установке рядом с люком заряжающего и закрепленный неподвижно на маске пушки пулемет калибра 12,7 мм. Израильские «Паттоны» получили низкопрофильные командирские башенки «Урдан» с открытой установкой 7,62- мм пулемета, на лобовой детали корпуса монтировались узлы навески минного трала «Рамта» плугового типа.



Супер M60.



Израильский М60 с элементами динамической защиты «Блэйзер»


«Магач 7»

Проект модернизации американских танков М60А1, состоявших на вооружении армии обороны Израиля, разрабатывался под руководством генерал-майора Израиля Тала.

Основные усилия Таль сосредоточил на резком усилении защищенности танка. Масса модернизированного танка «Магач 7» составила 54 т, в то время как масса исходного М60 – 49,7 т. Весь прирост веса пришелся на броню, причем масса дополнительной защиты даже больше арифметической разницы в 4,3 т, поскольку за счет применения новых гусениц с траками, аналогичным используемым на танках «Меркава», удалось сэкономить 1,7 т «чистого» веса машины.

Несмотря на то, что масса танка возросла, его подвижность улучшилась, поскольку оригинальный двигатель мощностью 750 л.с. танка М60 был заменен более мощным дизелем Теледайн AVDS- 1790-5А (его мощность 908 л.с.; такие же двигатели ставились на танки «Меркава» Mk.l). В едином блоке с дизелем установлена модифицированная трансмиссия Аллисон CD-850-6BX. В моторно-трансмиссионном отделении смонтирована автоматическая система пожаротушения фирмы Спектроникс.

Доработке подверглась ходовая часть танка. Новые торсионы разработаны на базе применяемых на американских танках М1 «Абрамc».

Дополнительная броня, установленная на башню, значительно увеличила ее массу; кроме того, башня танка «Магач 7» не сбалансирована. Чтобы сохранить угловые скорости разворота башни на уровне танка М60, мощность гидропривода разворота башни танка «Магач 7» увеличена путем повышения давления рабочей жидкости в гидросистеме.

В системе управления огнем оптический дальномер заменен лазерным. Установлены: новый прицел наводчика с ночным каналом, электронный баллистический вычислитель и соответствующая система датчиков. Положение оптической оси прицела наводчика синхронизировано с осью ствола орудия. Новый оптический прицел установлен у командира. Командирская башенка танка М60 заменена новой, более низкой башенкой «Урдан» израильской конструкции. Для уменьшения прогиба ствола в процессе стрельбы на стволе 105-мм орудия смонтирован термоизоляционный кожух.

С каждого борта башни в передней ее части установлено по шесть дымовых гранатометов. Оборонительное вооружение танка составляют два пулемета MAG калибра 7,62 мм, смонтированные на крыше башни рядом с люками командира и наводчика. На маске пушки установлен 12,7-мм пулемет, ствол которого параллелен стволу орудия. Крупнокалиберный пулемет используется главным образом на учениях, когда на цель наводится пушка, а стрельба ведется из пулемета.


«Сабра»

Танк «Сабра» представляет собой дальнейшее развитие «Магач 7». Во главу угла при модернизации М60 до уровня «Магач 7» ставилась защищенность, теперь на повестку дня встал вопрос об увеличении огневой мощи танка. Танк «Сабра» вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой MG251 (используется на танке «Меркава» Мк.З), боекомплект которой унифицирован с боекомплектом к 120-мм танковым орудиям НАТО. Проект модернизации М60 в «Сабру» выполнен специалистами фирмы IMI (Израиль Милитари Индастриз). Отработка установки 120-мм орудия на М60 проводилась в 1994-95 гг.

Впервые «Сабра» демонстрировалась на выставке «Евросатори"98»; существуют планы модернизации до уровня «Сабра» 650 танков М60 армии обороны Израиля.


Модернизация М60

В 1999 г. специалистами из Иордании и Швейцарии построен прототип танка М60А1, вооруженный 120-мм гладкоствольной пушкой с длиной ствола 50 калибров, разработанной фирмой Свисс Орднэнс Энтерпрайз. Орудие было установлено в башню танка вместо 105-мм нарезной пушки М68 на заводе в швейцарском городе Тун, после чего башню доставили в Иорданию. Окончательная сборка танка осуществлялась на заводе короля Хуссейна в Иордании. Впервые М60 с 120-мм орудием демонстрировался публично на международной выставке военной техники ЮЕХ"99 в Объединенных Арабских Эмиратах. До конца 1999 г. еще один иорданский М60 планировалось перевооружить 120-мм гладкоствольной пушкой.

120-мм пушка была разработана по программе модернизации швейцарских танков Pz.68, которую, в конечном итоге, аннулировали.

Фирма GDLS (Дженерал Дайнемикс Лэнд Систем) для участия в конкурсе на основной боевой танк для вооруженных сил Турции подготовила проект радикальной модернизации танка М60. Модернизированная машина должна представлять собой комбинацию усовершенствованных шасси и корпуса М60 и башни танка М1А1 «Абрамc» со 120-мм гладкоствольной пушкой. Силовая установка будет включать дизель AVDS-1790 мощностью 1200 л.с. и автоматическую трансмиссию Аллисон Х1100-5. Американцы предлагают М60- 2000 и другим государствам, в вооруженных силах которых имеются танки типа М60. В частности, гибридом М60 и «Абрамса» заинтересовались египтяне. Египет предполагает провести оценочные испытания прототипа (если он будет построен) на собственных полигонах.



«Магач 6В»



Израильский М60 с минным тралом. Видны крепления элементов динамической защиты Блэйзер



«Магач 7»


М60, модернизированный специалистами Иордании и Швейцарии



Танк "Сабра"





Саперный танк М728


Специализированные машины на базе М60
Саперный танк М728

Саперный танк М728 разработан на базе М60А1. Он оснащен бульдозерным отвалом М9, изготовленным из прочного стального сплава, А-образной стрелой, лебедкой с тяговым усилием 27,2 т (монтируется на кормовой стенке башни) и устройствами для проведения подрывных работ. Нижние концы А-образной стрелы грузоподъемностью 9 т шарнирно соединены с цапфами, приваренными к башне танка. В походном положении стрела опускалась за башню. Экипаж управляет всем специализированным оборудованием без выхода из машины.

Вооружение танка состоит из короткоствольной 165-мм пушки, представляющей собой модернизированный вариант английского орудия L9A1.

Машина предназначена для устройства проходов в заграждениях, укрытий и капониров для боевой техники, эвакуации подбитых и застрявших танков с поля боя под огнем противника, а также для производства крановых и подрывных работ.


Мостоукладчик AVLB

Мостоукладчик M60AVLB представляет собой мостовую конструкцию мостоукладчика на базе танка М48, практически без изменений наложенную на корпус танка М60. Доработке подверглись только узлы крепления консольного раскладного моста к корпусу.


М60 в строю и в боях

Первые М60 поступили на вооружение строевых подразделений армии США в 1960 г. Наивысший приоритет в перевооружении на новую технику имели бронетанковые и бронекавалерийские батальоны, размещенные в Западной Европе. В частности, их получили батальоны 33- го бронетанкового полка 3-й танковой дивизии. Машины усовершенствованной модели М60А1 появились в войсках весной 1962 г.

«Ракетные» танки М60А2 поступили на вооружение в середине 70-х годов. Ими были укомплектованы шесть батальонов, расквартированных в Германии; первым танки получил 1-й батальон 2-го бронетанкового полка 3-й танковой дивизии. Быстрый прогресс систем управления огнем танковых пушек свел на нет преимущества ПТУР «Шиллела», и крайне непопулярный среди танкистов М60А2 быстро сошел со сцены. Башни со 152- мм пушками пошли в металлолом, а корпуса этих танков послужили базой для мостоукпадчиков AVLB. Отношение экипажей к своим танкам характеризует имя «Компьютеризованная агония», которое

танкисты одного из М60А2 дали своей машине. По иронии судьбы батальоны перевооружались на М60А2 с танков М60А1, а после снятия с вооружения ракетных М60А2 вновь получили М60А1.

Считается, что крещение огнем М60 получили во Вьетнаме, куда для испытаний в боевых условиях была отправлена партия этих танков, однако об их участии в боях до сих пор ничего не известно. Основными машинами американских бронетанковых подразделений, действовавших в Индокитае, были М48 «Паттон III» и М551 «Шеридан».

Кроме частей первой линии армии США, танки М60 находились на вооружении резервных подразделений, подразделений Национальной гвардии, частей корпуса морской пехоты (КМП). Каждая дивизия морской пехоты имела в своем составе один бронетанковый батальон, на вооружении которого насчитывалось до 70 танков М60. М60 продержались на вооружении танковых батальонов КМП до начала 90-х годов.

Пять танков М60А1 корпуса морской пехоты США принимали участие в высадке на Гренаду в 1983 г. М60 корпуса морской пехоты стали первыми американскими танками, доставленными в Саудовскую Аравию в преддверии «Бури в Пустыне» 1990-91 гг. В боевых действиях, однако, «первую скрипку» играли уже не «Паттоны», а «Абрамсы».

Первой настоящей проверкой для М60 стала ближневосточная война 1973 г. Израиль широко использовал М60 и в войне «Судного дня», и в боях в Ливане 1982-83 гг. По косвенным признакам можно судить о довольно низкой оценке израильтянами американского танка. Сразу же после войны 1973 г. в Израиле начали лихорадочно искать способы усиления защищенности «Паттонов» (результатом поисков стало появление навесной динамической брони «Блэйзер»), одновременно ускорились работы по созданию собственного танка – «Меркавы». В одном из интервью пожелавший остаться неизвестным высокопоставленный израильский офицер отказался сравнивать американские танки с Т-54 и Т- 62, лишь заметив, что арабы «просто оказывались не в том месте и не в то время, с чем и связаны их высокие потери в танках».

Касательно сравнения М60 с другими бронированными машинами стоит отметить, что американцы усиленно сопоставляют «Паттоны» с советскими танками, делая выводы о безусловном превосходстве заокеанской техники над советской на основе сотен разбитых арабских танков. В отношении «сотен разбитых танков» уместно вспомнить сказанную совсем по другому поводу фразу Сталина: «Не важно, как голосуют, важно, как считают». В данном случае известно, «как» считали, поэтому говорить о действительном соотношении потерь бессмысленно: поле боя оставалось за Израилем, арабы свои танки восстановить не могли, в то время как израильтяне восстанавливали. С другой стороны, а почему бы не сравнить М60 с его западными «одноклассниками»? Картина будет совсем не в пользу «американца»: и английский «Чифтен», и западногерманский «Леопард-1» превосходят М60 по всем статьям. Недаром Израиль хотел купить «Чифтены», а не М60, но в сделку вмешалась Большая Политика.

Читатель вправе задать вопрос: «А почему это автор статьи все время аппелирует к Израилю?» Все очень просто – всю свою не очень долгую историю это государство существует в состоянии перманентной войны с соседями. Вялотекущие стычки полиции с террористами периодически сменялись полномасштабными военными конфликтами, в которых танкисты армии обороны зарекомендовали себя как наиболее подготовленные в мире. Причем израильским танкистам в принципе чужды национальные предрассудки в отношении боевой техники (типа «Россия – родина слонов», «Америка – превыше всего»). Главное, чтобы танк был эффективной системой оружия, а где он сделан, в Детройте или в Нижнем Тагиле, – не столь важно.

Сравнивая М60 с танками других стран, следует принимать во внимание и весьма незавидное положение танкостроения в военно-промышленном комплексе США. Бронетехника никогда не относилась к числу наивысших приоритетов Пентагона, основной поток финансовых средств шел в ВВС. Даже армия нередко отдавала предпочтение вертолетам, а не бронетехнике или пушкам. Возможно, такое положение и объясняет беспрецедентное для США использование узлов и агрегатов «заморского производства» в конструкции своих танков: пушки (105-мм английская и 120-мм немецкая), броня (британская «Чобхэм»). Обратите внимание также на название фирмы, которая занимается производством элементов системы управления огнем-Хьюз Эйркрафт. Название говорит само за себя; все лучшее – авиации, танкам – по «остаточному принципу». При таком положении вещей в американском танкостроении следует считать линию развития танков «Паттон» вполне оправданной, а ее венец – M60A3TTS – выдающимся техническим достижением. Умело используя определенные преимущества танка, на М60 вполне можно было воевать с любым противником, что, кстати, и доказали танкисты армии обороны Израиля. И все же «Паттон» никогда не являлся не только лучшим в мире, но и лучшим на Западе. Недаром его не приняла на вооружение ни одна страна с глубокими «бронетанковыми» традициями, кроме Израиля; как отмечалось выше, случай Израиля – политический, а не военно-технический. Такие «собаку съевшие» на танках спецы, как немцы, по уши «наелись» М48 и предпочли разработать свою маши ну.

Еще одним крупным военным конфликтом, в котором принимали участие танки М60, стала ирано-иракская война. На вооружении армии Шаха имелось порядка 400 М60А1. Известен эпизод этой войны, когда в марте 1986 г. 56 МиГ-23БН ВВС Ирака «накрыли» скопление иранской бронетехники в районе Ахфаза, полностью разгромив механизированную дивизию. Потери иранцев составили около 500 танков и БТР, главным образом, М60 и М113.



Египетский М60 на учениях




По состоянию на конец 1999 г., танки М60 состояли на вооружении в Австрии (169 М60А3), Бахрейне (180 М60А3), Греции (357 М60А1, 312 М60А3), Египте (835 М60АЭ, 680 М60А1), Израиле (1400 различных модификаций), Иордании (218 М60А1/А3, 50 M60A3TTS), Иране (50 М60А1), Испании (244 М60А3, 66 М60А1), Йемене (140 М60А1), Омане (6 М60А1,43 М60А3), Саудовской Аравии (406 М60А3, на хранении), Судане (20 М60А3), Таиланде (53 М60А1, 125 М60А3; ведутся переговоры о закупке в США партии из 107 M60A3TTS), Тайване (460 М60А3), Тунисе (24 М60А1) и Турции (1100 М60А1/А3).

Танки варианта М60А1 постепенно снимаются с вооружения, к примеру, Австрия собирается провернуть весьма оригинальную сделку. «Паттоны» уже выставлены на продажу по цене металлолома – 169 танков за 21 млн. долл., в то же время австрийцам необходимо срочно закупить 9-12 современных транспортных вертолетов. Фирма Сикорский решила «увязать» танки с летательными аппаратами, предложив обменять старые М60 на новые «Блэк Хоуки», застолбив тем самым вертолетный рынок Австрийской республики. Правда, не ясно, что будут делать вертолетостроители с кучей брони, гусениц, колес и пушек общей массой 8500 т.

Саперные танки М728 начали поступать на вооружение армии США в 1966 г., с 1987 г. начались поставки этих машин подразделениям резерва и Национальной гвардии. Ограниченное участие в боях саперные танки принимали на заключительных этапах войны в Индокитае. По непроверенным данным, на счету М728 есть один уничтоженный северовьетнамский Т-54, подбитый удачным выстрелом из 165-мм гаубицы.

Кроме США, саперные танки М728 состояли на вооружении только в Саудовской Аравии.

Мостоукладчики на базе танков М60, так же, как и на базе М48, армия США широко применяла во Вьетнаме. Израильтяне использовали M60AVLB для форсирования Суэцкого канала в войне 1973 г., причем мостоукладчики применялись не в «чистом» виде, а для быстрого латания дыр, проделанных египетской артиллерией в понтонном мосту. Мостоукладчики помогли танковым соединениям армии обороны Израиля преодолевать разрушенные палестинцами участки горных дорог в Ливане в 1982 г.






Характеристики танков М60
М60 А1 М60 А2 М60 A3 М60 TTS М728
Экипаж, чел. 4 4 4 4 4
Боевая масса, т 48,1 44 51,5 52,0 52,2
Масса пустого, т 46,0 47,6 48,1
Длина с пушкой вперед, м 9,44 7,33 9,44 9,44
Длина по корпусу, м 6,95 6,95 6,95 6,95
Ширина, м 3,63 3,63 3,63 3,63
Высота по крыше башни, м 2,99 3,1 2,99 2,99
Высота габаритная, м 3,26 3,31 3,46 3,46
Клиренс, м 0,46 0,46 0,46 0,46
Максимальная скорость хода по шоссе, км/ч 48 50 48 48 48

М60 А1 М60 А2 М60 A3 М60 TTS М728
Запас хода по шоссе, км 500 595 500 500 450
Емкость топливных баков, л 1420 1420 1430 1430
Предолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,91 0,91 0,91 0,91
глубина брода, м без подготовки 1,22 1,22 1,22 1,22
с подготовкой, м* 2,40 2,40 2,40 2,40
подъем, % 60 60 60 60

* при установке воздуховодной трубы-лаза танк способен преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м.



Анатолий Артемьев

Разработка танка М60 была начата в феврале 1957 г., стимулом для начала работ стало появление в советских танковых войсках танка Т-54, превосходившего американский М48 по всем показателям.
В марте 1959 г. был готов первый вариант танка, классифицированный как М60, стандарт «А». Контракт на производство первых 180 машин министерство обороны США подписало с фирмой «Chrysler» в июне 1959 г., a уже через два месяца был подписан следующий контракт на 720 машин.


Танк М60 завершает линию развития американских средних танков M26, M46, M47 и M48. Многие технические решения М60 заимствованы конструкторами y M48A2, a целый ряд деталей и узлов этих танков взаимозаменяемы. Без изменений остались и основные компоновочные решения. Это объясняется стремлением использовать оборудование заводов, выпускавших танк М48А2.
Вместе с тем танк М60 существенно отличается от своего предшественника по вооружению, силовой установке и бронированию.
Бронирование танка М60 усилено прежде всего за счет увеличения толщины брони в наиболее уязвимых местах. Использован также такой способ усиления броневой защиты, как расположение броневых деталей с большими углами наклона к вертикали. Это относится как к корпусу танка, так и к его башне.

Танк М60 вооружен английской нарезной 105-мм пушкой L7, стандартизованной в США под маркой М68 и изготавливавшейся там по лицензии.
Конструкция затвора, противооткатных устройств и установка пушки в башне выполнены, как на танке М48. Эжекционное устройство для удаления пороховых газов смещено к средней части ствола. Дульный тормоз отсутствует. Предусмотрена быстрая замена ствола пушки в полевых условиях.
Механизмы наведения с электрогидравлическими приводами заимствованы у танка М48 без существенных изменений.
В боекомплект пушки входят выстрелы унитарного заряжания с электрозапальным устройством со снарядами пяти типов: бронебойный подкалиберный снаряд М392, способный пробить гомогенную броню толщиной до 120 мм на дальности 2000 м при угле встречи 60°, кумулятивный снаряд М456, бронебойно-фугасный снаряд М393 с пластическим ВВ, снаряд с готовыми стреловидными убойными элементами М494 и дымовой снаряд M416.
Боекомплект танков первой серии состоит из 60 выстрелов (у M60A1 (A3) – 63 выстрела) и размещен в бортовых нишах корпуса, в левом борту башни и в носовой части корпуса. Заряжание пушки производится вручную с использования механизма досылателя выстрела.

Для наводчика предусмотрен новый перископический прицел с переменным увеличением (от 8 до 1). Прицел для пулемета выполнен отдельно, но его сетка проецируется в поле зрения основного прицела. Вторым прибором наводчика является телескопический шарнирный прицел с аналогичным диапазоном увеличения. Прицел для ночной стрельбы (инфракрасный) объединен в одном корпусе с перископическим прицелом. К маске пушки прикреплен прожектор, который может освещать местность обычным светом и инфракрасными лучами.


Для командира под крышей башни установлен монокулярный нерасстраивающийся прицел-дальномер. В отличие от стереоскопического (на М48), y которого определение дальности производится совмещением двух изображений, монокулярный дальномер более прост в эксплуатации, при работе с ним не требуется хорошее зрение и длительная тренировка.
Баллистический вычислитель воздействует на сетки прицела и прицела-дальномера и автоматически устанавливает их в положение, соответствующее замеренной дальности. Специальный датчик автоматически вносит поправки на деривацию, параллакс прицела, потерю начальной скорости (вследствие износа), наклон цапф, внешнюю температуру.
Для командира предусмотрена вторая рукоятка управления механизмами наведения. Командир располагает своей системой управления огнем и может произвести выстрел вместо наводчика.

Пулеметное вооружение танка представлено спаренным с пушкой пулеметом калибра 7,62-мм и универсальным пулеметом калибра 12,7 мм, установленным в командирской башенке. Для ведения стрельбы из этого пулемета предусмотрены перископический прицел (в крыше башенки) и простые механизмы наведения, приводимые от руки. Пулеметы имеют укороченные ствольные коробки и сменные стволы.
Впервые в послевоенном американском танкостроении на танке М60 установлен дизельный двигатель – 12-цилиндровый, V-образный дизель с турбонаддувом AVDS-1790–2 фирмы «Континенталь». Двигатель имеет систему воздушного охлаждения, его мощность 750 л. с. при 2400 об/мин. Для запуска двигателя в условиях низких температур имеется подогреватель с принудительной подачей воздуха. Запуск двигателя электростартером обеспечивается при температурах до -30°С.
С двигателем сблокирована гидромеханическая трансмиссия CD 850–6 типа «Кросс-Драйв», состоящая из гидротрансформатора, трехступенчатой планетарной коробки передач и многорадиусного планетарного дифференциального механизма поворота.
Подвеска танка М60 аналогична подвеске танка М48А2, однако в ее конструкцию внесены некоторые изменения.

Опорные катки (кроме крайних), поддерживающие катки и ведущие колеса изготовлены из алюминиевого сплава. Кронштейны балансиров опорных катков и ограничителей хода балансиров приварены к корпусу.
Амортизаторы в танках М60 не устанавливаются, крайние опорные катки имеют пружинные ограничители хода балансиров. Использованы торсионные валы более жесткие, чем в танках М48. Обрезиненная гусеница с резинометаллическим шарниром имеет ширину 710 мм.
Производство танка М60 в его первоначальном исполнении продолжалось только 2 года и уже в 1962 г. с конвейеров стали сходить танки M60A1, ставшие на долгое время основными танками американских бронетанковых соединений.


Танк этой модификации имеет башню новой конструкции, обеспечивающую лучшую противоснарядную стойкость. Для повышения точности стрельбы пушка снабжена электрогидравлической системой стабилизации в двух плоскостях наведения. Ее боекомплект увеличен на 3 выстрела. С 1975 г. на производящихся серийно танках M60A1 стали устанавливать новый дизель AVDS-1790–2G RISE, отличающийся повышенной мощностью и увеличенным сроком службы.

Танк M60A1 находился в производстве до 1980 г. и был сменен следующей модификацией М60А3 (модификация М60А2 представляет собой ракетно-пушечный танк), которая отличается главным образом повышенной точностью стрельбы за счет стабилизации пушки и введения усовершенствованной системы управления огнем, включающей лазерный дальномер AN/WG-2 и электронный баллистический вычислитель M21.
В зарубежной печати отмечалось, что вероятность попадания в неподвижную цель (размером 2,3х2,3 м) на дальности 2000 м у танка М60АЗ составляет около 70 процентов, тогда как у M60A1–23 процента.
Пассивный ночной прицел наводчика заменен тепловизионным прицелом AN/VSG-2, имеющим лучшие характеристики и позволяющим обнаруживать цели на больших дальностях.
Вместо ненадежного спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета M219 установлен бельгийский пулемет такого же калибра (получил обозначение М240). На ствол пушки надет теплоизоляционный чехол.
Для постановки дымовых завес могут использоваться гранатометы М239, смонтированные по бортам передней части башни, и термодымовая аппаратура (в выхлопную систему двигателя впрыскивается топливо).
Танк оборудован фильтровентиляционной установкой, автоматической системой пожаротушения и средствами радиосвязи.

До 1982 г. планировалось изготовить 1696 новых танков М60А3 и доработать до их уровня находящиеся в войсках 1700 танков M60A1.
Танки М60 экспортировались во многие страны мира, в том числе: Израиль (1400 машин разных модификаций), Египет (700 M60A1 и 753 М60А3), Иран (около 200 M60A1), Италию (300 M60A1), Саудовскую Аравию (около 250 М60А3), Австралию (170 М60А3) и другие страны.
В некоторых из этих стран танки прошли модернизацию, существенно повысившую их боевые свойства. Например, в Израиле для повышения защищенности на танк установили комплекты динамической защиты, сделавшие его практически неуязвимым от состоящих на вооружении многих арабских стран советских ПТУР «Малютка» и кумулятивных мин РПГ-7.


Шасси танка М60 использовано для создания ряда боевых и вспомогательных машин, в том числе инженерной машины разграждения М728 (выпущено 312 единиц) и мостоукладчика AVLB (выпущено 400 единиц). Машина М728 снабжена бульдозерным отвалом и вооружена 165-мм короткоствольным орудием, в боекомплекте которого имеются снаряды, предназначенные для подрыва разного рода заграждений. Вес машины составляет 52,1 т.

Технические характеристики танка M60:
Экипаж, чел.: 4;
Масса боевая, кг: 49714;
Габаритные размеры, мм: длина корпуса – 6947, длина с пушкой вперед – 9309, ширина – 3632, высота – 3213, клиренс – 390;
Бронирование, мм: броня стальная гомогенная, лоб корпуса - 85…143, борт корпуса - 36…74, корма корпуса - 25…41, днище - 13…19, башня – 24…178;
Вооружение: 105-мм пушка M68, 7,62-мм соосный пулемет M73, 12,7-мм зенитный пулемет M85;
Двигатель: AVDS-1790–2А 12-цилиндровый, V-образный дизель с турбонаддувом;
Мощность двигателя, л. с.: 750;
Скорость по шоссе, км/ч: 48;
Запас хода по шоссе, км: 480;
Удельная мощность, л. с./т: 15,6;
Преодолеваемые препятствия: стенка, м - 0,914; макс. угол подъема, % - 60; крен, % - 30; ров, м - 2,59; брод, м - 1,219; брод (с подготовкой), м - 2,438

27-02-2017, 13:54

Всем привет, дорогие друзья! Сегодня в гайде мы с вами со всех сторон рассмотрим еще один уникальный танк, который давали только за игру на глобальной карте. На нашем портале уже есть гайды по , а значит пришло время разобрать специальный американский средний танк 10 уровня – перед вами гайд по М60 !

По сути, М60 World of Tanks является аналогом исследуемого среднего танка 10 уровня - , который появился в нашей игре уже довольно давно и по ходу статьи мы периодически будем сравнивать этих братьев по нации. А сейчас давайте начнем знакомиться с сегодняшним нашим гостем поближе.

О танке

Американский М60 танк является уникальным, а значит на него можно пересаживать экипаж с любого американского среднего танка без штрафа и иметь дополнительный опыт экипажу по итогам любого боя, в общем все как у премиум техники, только без дополнительного фарма кредитов.

Смотря на М60 в WoT , можно с легкостью разглядеть старого доброго Паттона, визуальные отличия заключаются в том, что М60 имеет прожектор на башне и немного измененную форму корпуса. Мы надеемся, что в будущем ему заменят башню и у нас в игре будет уже М60А1. Отличий в ТТХ также немного и они не могут сделать из М60 новый танк, а лишь делают улучшенный аналог, но обо всем по порядку.

ТТХ M60 в World of Tanks


В обновлении 1.0.1 М60 весьма хорошо апнули и получался хороший отличный по геймплею от М48А5 танк.

Как полагается, начинать знакомство с машиной мы будем с того, что у нашего американца есть стандартный по меркам СТ-10 запас прочности, а также невероятно хороший базовый радиус обзора в 420 метров.

Бронирование М60

Касательно парметров бронирования все неплохо, но действительно крепкой эту машину не назовешь. Начнем с того, что у M60 характеристики бронирования лба корпуса хуже, чем у его прокачиваемого собрата. Другими словами, ВЛД в приведенке достигает примерно 230 миллиметров, что не так уж и плохо, но техникой десятого уровня пробивается без особых проблем.

Башня у M60 World of Tanks бронирована лучше, но это только если смотреть на голые цифры. Несмотря на то что этот элемент танка имеет закругленную форму, все же наклоны брони тут поменьше, и во лбу большая часть башни имеет толщину тоже в районе 230 мм, ну а в самых скошенных местах это значение вырастает до примерно до 300 миллиметров, то есть рикошеты возможны. Однако тут еще нужно помнить об огромной и очень уязвимой командирской башенке, в которую нас будут пробивать без проблем.

Если же обращать внимание на боковую проекцию, как и положено, тут средний танк М60 защищен гораздо хуже. Заезжая нам в борт любой встреченный на поле боя враг будет без труда наносить урон и даже при довороте корпуса топовые орудия смогут нас пробивать.

С точки зрения подвижности, все тоже достойно уважения. Максимальную скорость M60 танк WoT получил слабоватую, но в динамике мы не уступаем даже советским СТ-10, да и с маневренностью в нашем случае дела обстоят не хуже.

Орудие M60

Итак, у M60 орудие имеет хороший и в то же время стандартный по меркам большинства одноклассников альфастрайк, а также хорошую скорострельность, благодаря которой можно наносить почти 2700 единиц чистого урона в минуту (примерно на 150 ниже, чем у M48A1 Patton).

С пробитием в нашем случае ситуация очень хорошая, M60 World of Tanks способен без труда пробивать большинство оппонентов, но для того, чтобы наносить урон тяжело бронированной технике в лоб придется либо заряжать голду, либо просто заезжать оппоненту в борт, что при нашей подвижности более чем реально.

Точность в нашем случае стала комфортнее, чем у родственника, и это очень приятно. Как видите, разброс американский средний танк M60 имеет неплохой, хотя и не лучший, но зато скорость сведения в нашем случае превосходная, да и стабилизация на высоте.

Последнее, о чем стоит знать - M60 WoT является обладателем комфортных углов вертикальной наводки, ствол у него гнется вниз на 9 градусов и это тоже очень приятно.

Преимущества и недостатки М60

Чтобы понять принцип игры на данном танке, понять, стоит ли отдавать ему предпочтение при выборе среди прочей техники за ГК, важно понимать основные сильные и слабые стороны M60 World of Tanks . Чтобы вам было проще ориентироваться, давайте разберем эти нюансы отдельно.
Плюсы:
Превосходная дальность обзора;
Хорошая подвижность;
Высокий урон в минуту;
Достойная точность и стабилизация;
Отличное бронепробитие;
Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Большие габариты танка;
В целом посредственное бронирование;
Огромная уязвимая командирская башенка.

Оборудование для M60

Как все вы знаете, установкой дополнительных модулей можно как нивелировать слабые стороны танка, так и усилить уже имеющиеся преимущества. В нашем случае все внимание будет уделяться именно второму аспекту, то есть на танк M60 оборудование следует ставить следующее:
1. – несмотря на то что урон в минуту у нас и так хороший, слишком много его никогда не бывает, то есть выбор очевиден.
2. – при помощи этого модуля мы получим еще более комфортную точность и возможность наносить урон в разы комфортнее.
3. – у нас есть лучший обзор в игре и этого модуля хватит, что вывести его в том, да еще и получить хорошую прибавку к другим параметрам танка.

Обучение экипажа на М60

Не менее важным аспектом, и уж точно более ответственным, будет прокачка экипажа. Выбору умений всегда нужно уделять много внимания, так как каждый перк может очень сильно повлиять на ваш комфорт в бою и если говорить глобально, даже решить исход сражения. Таким образом, для M60 перки лучше учить в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий (радист) – , , , .

Мой выбор:

Снаряжение для M60

С расходниками ситуация всегда гораздо более простая, ведь их выбор заранее известен, так как тут можно действовать по стандартам. Если вы не хотите уходить в сильный минус по серебру, можете ездить с , , . Но когда с запасами кредитов все в полном порядке и нет нужды экономить, гораздо эффективнее возить на M60 снаряжение в виде , , . Боле того, горит наш американец не так уж часто, а это значит, что последний вариант можно заменить на .

Тактика игры на M60

В бою мы будем придерживаться стандартов игры на М48А1, но теперь, благодаря повышенной точности можно позиционировать себя как снайпера. Другими словами, для М60 тактика может предполагать ведения боя на больших дистанциях и позиционирование на второй или даже третьей линии.

Давать активный засвет, как B-C 25t. мы не можем, но вот пассивный свет обеспечиваем отлично. Кроме того, средний урон в 390 единиц у М60 World of Tanks дает нам возможность отлично работать в паре с советскими средними танками, а отличные УВН позволяют максимально пользоваться рельефом местности, но не стоит забывать про размеры танка, его довольно сложно спрятать за обычной кочкой или небольшим камнем.

Отличная стабилизация орудия позволяет M60 WoT играть в "качели" с противниками используя рельеф карты и не принимать снаряды вражеских орудий своей башней, что из-за не самой хорошей стабилизации нам приходилось делать на М48А5.

К сожалению, прожектор на башне не дает нам дополнительных метров к обзору, но и не является материальной частью танка, а значит стреляя в него, урон нам не нанесут. Американский средний танк М60 очень страдает от прямых попаданий артиллерии, при попадании снаряда в борт, мы гарантированно теряем примерно одну тысячу прочности, а при попадании в корму не исключена вероятность прохождения полного урона, а именно двух тысяч очков прочности. Этого достаточно, чтобы отправить наш танк в ангар. Если же «чемодан» попадает вам в лоб, то остается надеется только на ВБР.

Подводя итог, можно сказать, что М60 танк лучше всего чувствует себя на 3-ей линии. Мы либо стоим в кустах и играем в "невидимого снайпера", либо занимаем позицию для пассивного засвета и исключаем свою возможность нанесения урона по врагу.

Самым оптимальным решением является комбинирование этих стилей, к примеру, в начале боя M60 WoT может занять позицию и обнаружить противника, чтобы стреляла наша команда, а затем дождаться подхода союзников на 1-ую линию атаки и уже аккуратно расстреливать врага или продвигаться вперед с поддержкой команды, но оставаясь слегка позади.

Итог

Теперь М48А5 Patton III и М60 стали отличными друг от друга. Если у прокачиваемого американца есть броня и ДПМ, то танк за глобальную карту имеет лучшую динамику и точность. Единственно чем одни остаются схожи - это внешний вид. Поэтому М60, как приз за ивент на ГК снова стал актуален.

С 1979 года М60АЗ начал поступать в войска . Отличительной особенностью танка являются его литые корпус и башня. В качестве основного вооружения на М60АЗ установлена стабилизированная в двух плоскостях наведения 105-мм нарезная пушка М68, с которой спарен 7,62-мм пулемет. Пушка снабжена теплозащитным кожухом и эжектором. Живучесть ствола составляет не менее 400 выстрелов. Механизмы наведения пушки, как и поворота башни, оснащены электрогидравлическими приводами. В систему управления огнем входят лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель, а также все необходимые датчики. Для контроля функционирования СУО имеется специальная автоматическая встроенная аппаратура. Во вращающейся командирской башенке смонтирован 12,7-мм пулемет для стрельбы по воздушным и наземным целям. Командир может вести наблюдение через восемь стеклоблоков, установленных по периметру башенки, и перископический прицел в ее передней части. Боекомплект пушки состоит из унитарных выстрелов с металлическими гильзами. 26 выстрелов размещаются в боеукладках справа и слева от механика-водителя, остальные 37 выстрелов - в боеукладках у заряжающего в боевом отделении. Для стрельбы из пушки могут применяться бронебойные подкалиберные снаряды М735 (с сердечником из вольфрамового сплава) или М774 (с корпусом из уранового сплава), кумулятивный снаряд М456А1, бронебойно-фугасные снаряды.

В 1978 году американцы провели очередную модернизацию танка М60А1, в результате которой на машине, получившей обозначение М60АЗ, появились система стабилизации пушки, лазерный прицел-дальномер фирмы "Хьюз", новый баллистический вычислитель, усовершенствованные приборы ночного видения, двигатель с улучшенными воздушными фильтрами, гусеницы нового типа, башня с несколько измененной конфигурацией и теплозащитным кожухом на стволе орудия. За счет всех внесенных изменений боевая масса возросла до 51 тонны.

По сравнению с другими однотипными машинами второго послевоенного поколения танк имеет наибольшие размеры по высоте и ширине. Это дало возможность разместить большой боекомплект (63 выстрела) к пушке и весь запас топлива (1420 л) в забронированном объеме, а также обеспечить свободное расположение всех членов экипажа, в распоряжении заряжающего появился инфракрасный прибор ночного видения. С 1975 года используется модернизированный двигатель АУ05-1790-2А, с 1977 года введены бесподсветочные приборы наблюдения для всех членов экипажа и пассивный прицел наводчика, усовершенствовано оборудование для подводного вождения.

В 1972 году на базе М60А1 была создана следующая модификация М60А2, которая отличалась установкой башни нового типа со 152-мм орудием низкого давления, способным вести огонь различными видами боеприпасов со сгораемыми гильзами, а также использовалось в качестве пусковой установки для управляемых ракет "Шиллейла". Серийное производство танков М60А2 началось в 1972 году, но на вооружение танковых частей армии США они поступили только в 1974 году вследствие многочисленных недоработок, которые нанесли серьезный удар по всей программе "Шиллейла/М60А2/Шеридан". В результате американская армия получила всего 540 машин М60А2.

Помимо основного вооружения на М60А2 устанавливался спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет М73 и зенитный пулемет М85 калибра 12,7-мм. Боекомплект танка состоял из 13 ПТУР "Шиллейла", 33 выстрелов калибра 152-мм 900 патронов калибра 12,7-мм и 5950 патронов калибра 7,62-мм М60А2 оснащался лазерным прицелом-дальномером и электронным баллистическим вычислителем. В настоящее время машины с ракетно-пушечным вооружением М60А2 из сухопутных войск изъяты и законсервированы с целью последующего переоборудования в танковые мостоукладчики, саперные машины и инженерные машины разграждения.

Броневая защита танка М60АЗ - монолитная. Толщина верхней лобовой детали литого корпуса, имеющей угол наклона 64° от вертикали, равна 120-мм. Крыша и днище корпуса в отделении управления изготовлены из брони толщиной 50-мм и 40-мм соответственно, а в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях - 20-мм. Отсутствуют бортовые противокумулятивные экраны. Максимальная толщина брони литой башни равна 180-мм. С 1988 года на М60АЗ, находившихся на вооружении морской пехоты США, устанавливалась навесная динамическая защита. Оснащение М60А1 и М60АЗ динамической защитой в сухопутных войсках пока не предусматривается. Для повышения защищенности от обычных средств поражения применяется система ТДА, английские шестиствольные дымовые гранатометы и быстродействующее противопожарное оборудование с огнетушащим составом "хэлон". С целью снижения вероятности обнаружения с помощью тепловизора осуществляется смешение выхлопных газов двигателя с воздушным потоком от вентиляторов системы охлаждения. Защита от поражающих факторов ОМП обеспечивается броней танка и фильтровентиляционной установкой с индивидуальным подводом очищенного воздуха к дыхательным маскам членов экипажа.

На М60АЗ установлен 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель АУ05-1790-2С воздушного охлаждения с турбонаддувом. Он смонтирован в блоке с гидромеханической трансмиссией СО 850-6 "Кросс-Драйв", системой охлаждения и масляной системой. Масса силового блока составляет 3622 кг. Пуск двигателя осуществляется электростартером. В системе подрессоривания применяется двухторсионная подвеска с телескопическими гидроамортизаторами на первом, втором и шестом опорных катках Направляющее колесо, унифицированное с опорным катком, имеет механизм натяжения гусеницы с компенсирующим устройством. Гусеница с резинометаллическим шарниром, обрезиненной беговой дорожкой и съемными резиновыми подушками. Ее ресурс составляет 8000 км.

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения. Труба-лаз монтируется над люком заряжающего. Не предусмотрено применение оборудования для самоокапывания или минного трала. Пробег машины до капитального ремонта - 9600 км. Установлена УКВ телефонная, симплексная радиостанция АМЛ/ВС-12 с рабочим диапазоном частот 30-76 МГц. Наряду с М1 "Абрамс" М60АЗ состоит на вооружении армии США и составляет основу ее танкового парка.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка М60А1/А2/А3

Боевая масса, т 49,7/46,3/52,6
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм :

длина с пушкой вперед 9309/7333/9436
ширина 3631/3631/3631
высота 2650/3309/2650
клиренс 463/389/450

Броня, мм

лоб корпуса 120
борт корпуса 75
лоб башни 175

Вооружение:

М60А1 и М60А3 - 105-мм нарезная пушка М68; 7,62-мм пулемет; 12,7-мм пулемет М85,
М60А2 152-мм пушка-пусковая установка М162, 7,62-мм пулемет М73, 12,7-мм пулемет М85,

Боекомплект:

М60А1 и М60АЗ 63 выстрела, 900 патронов калибра 12,7-мм и 5950 патронов калибра 7,62-мм,
М60А2 13 ПТУР "Шиллейла", 33 артвыстрела, 900 патронов калибра 12,7-мм, 5950 патронов калибра 7,62-мм
Двигатель М60А1 и М60А2 "Континентал", дизельный, 12-цилиндровый,V-образный, воздушного охлаждения, мощность 750 л. с. при 2400 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см.кв 0,79/.. ./0,81
Скорость по шоссе, км/ч 48
Запас хода по шоссе, км 500/500/480

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,91
ширина рва, м 2,59
глубина брода, м 1,20

В период с 1972 года по 1974 год была выпущена сравнительно небольшая партия (540 машин) М60А2 с ракетно-пушечным вооружением. Модернизированный образец М60АЗ производился с 1978 года по 1985 год. Из 1811 изготовленных танков свыше 1200 машин были поставлены в Египет, Израиль, Иорданию, Саудовскую Аравию, Бахрейн, Тунис, Австрию и Судан. Остальные танки были использованы для замены неоправдавших возлагавшихся на них надежд М60А2. Кроме указанных выше стран, М60 и М60А1 экспортировались в Иран, Эфиопию, Северный Йемен и Оман. Триста М60А1 поставлены в Италию, где затем был налажен выпуск этих машин по лицензии.

М60 приняли боевое крещение в составе израильской армии в 1973 году, когда на Ближнем Востоке вспыхнул очередной арабо-израильский конфликт. В качестве противников М60 имел советские танки Т-54 и Т-62, но выдержал суровое испытание. Танки М60 и по сей день находятся на вооружении армий Израиля, Ирана, Италии, Иордании, Австрии, Турции, Южной Кореи, Японии, а также ряда других стран мира.

Источники:

  • М.Барятинский "Основной боевой танк М60" [Бронеколлекция 2005-04];
  • Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. "Современные танки";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • R. P. Hunnicutt. Patton. A History of American Main Battle Tank Volume I;
  • "Техника и вворужение-2000-08";
  • Chris Foss "Jane"s Armour and Artillery: 2005–2006. Jane"s Information Group";
  • R. P. Hunnicutt "Patton: A History of the American Main Battle Tank".

В ходе войны Судного Дня (1973) в СССР были доставлены ряд трофеев.

Среди них был танк М60А1.


Захваченный М60А1

Представлены материалы по оценке результатов изучения и испыта-ний натурного образца серийного американского танка М-60А1, проведенных в в/ч 68054 в период с ноября 1973 г. по июнь 1975 г.

Танк М-60А1 представляет интерес для отечественных специалистов, так как Он характеризует общий уровень современного американского танкостроения и являет-ся наиболее массовым зарубежным основным танком.

До изучения натурного образца танка М-60А1 все сведения по этой машине бы-ли почерпнуты, в основном, из различных литературных источников, в которых неред-ко имелись недостаточные и противоречивые данные.

В статьях, написанных непосредственными участниками исследования американ-ского танка - сотрудниками в/ч 68054 и предприятия п/я А-7701, - достаточно под-робно описаны наиболее интересные конструктивные особенности танка и его основных узлов и систем, а также результаты их стендовых и натурных испытаний.

Поскольку объектом исследования явился частично восстановленный и не полно-стью укомплектованный образец танка М-60А1, получивший ранее ряд боевых повреж-дений, авторами статей учитывалось снижение отдельных характеристик, машины по сравнению с серийным новым танком.

К характеристикам, выявленным авторамистатей, относятся такие важные показатели, как точность стрельбы, бронепробиваемость снарядов, время подготовки перво-го и последующих выстрелов, толщина и углы наклона брони, уровень теплоизлучения, эксплуатационные показатели средств связи и др.


  • пушка с малой кривизной и разностенностью ствола, установленная в массив-ной маске-люльке;

  • симметричные противооткатные устройства;

  • система дублирования командиром ведения огня наводчиком;

  • способ определения дальности прицелом-дальномером;

  • блочное исполнение моторно-трансмиссионной установки с использованием быстросъемных клапанных соединений масло- и топливопроводов;;

  • компактное исполнение узлов электрооборудования и обогревателя;

  • дополнительный насос трансмиссии для режима буксировки и др.

Танк М60А1 - БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА

фото -




Recent Posts from This Journal